– Николай, сколько всего в репертуаре сегодня балетов? Я имею в виду не в Большом театре, а у вас? Или это совпадает?
– Конечно, не совпадает. Где-то около 45-ти партий точно.
– И все главные?
– Да.
– Поскольку я выяснил, что вы отказываетесь с алебардой стоять.
– Я не отказываюсь. Я стоял, когда начинал. На самом деле я очень люблю маленькие партии танцевать. Они не всегда самые главные – они как бы одни из главных, но я люблю маленькие партии танцевать, потому что мне нравится это сценическое соревнование – перетянуть одеяло на себя.
– Ага. Оттащить с партнера и самому накрыться. Я думаю, что у партнеров это вызывает «большую радость».
– Наверное. Мне их чувства малоинтересны.
– Ах, вот так? А вас еще в театре не били?
– Пусть рискнут.
– Вы хотите сказать, что вы и в этом плане физически подготовлены?
– Не в этом плане. Я думаю, что никто не посмеет.
– Коля, а к вам плохо коллеги относятся?
– На каждый роток не накинешь платок. И не то что плохо-хорошо – просто я долго пытался быть «хорошим» для всех, а потом понял, что хорошим для всех ты не будешь все равно, и надо очень четко разграничить, что здесь мы – коллеги, а вот когда мы выходим из здания, мы – просто люди. И все! За территорией театра я всех очень люблю одинаково и готов им помочь. А в театре есть определенные вещи, которые надо учитывать. Это ранг, эта какая-то очередность и так далее и тому подобное.
– То есть держите творческую субординацию.
– Да, конечно.
– Не подпускаете к себе.
– Не то чтобы не подпускаю, я говорю: «Пожалуйста, делайте, что хотите. Но не вредите тому месту, которое я занимаю».
– 45 спектаклей вы танцуете. Сколько же вы работаете в месяц в среднем?
– Вообще норма – это 5–6 спектаклей. Это хорошо. За это можно всегда дать отчет. Не стесняться. Конечно, бывает больше, бывает меньше.
– Насколько я понял, вы совмещаете свое премьерство в Большом театре еще с педагогической деятельностью.
– Да. Я еще и работаю на телевидении как ведущий.
– А что вы ведете на телевидении? Извините мою неосведомленность.
– Я в свое время начал на ОРТ – попал в программу «Взгляд». Но там я работал недолго. Да и просто это была случайность. Я безумно полюбил телевидение с этого момента, и мне очень понравилось. В Большом театре есть своя передача «Билет в Большой» на «Культуре», и я вел иногда какие-то программы, посвященные какому-то определенному балету, рассказывая его историю. Это очень интересная вещь была, но это не постоянно. И вот только с этого сезона меня пригласил канал «Культура», чтобы я вел «вступительное слово», когда показывают балеты.
– Это постоянная рубрика?
– Да.
– Сколько – раз в неделю?
– Нет. По-моему, выходит один раз в две недели, потому что там показывают неделю – оперу, неделю – балеты. К опере – Святослав Бэлза читает. А к балету я.
– То есть я так понимаю, что мы с вами коллеги. Только за тем исключением, что я в свободное время, по счастью для зрителей, не танцую на сцене.
– Вы можете играть на сцене.
Интервью 2005 года