Найти в Дзене
Московский Компас

ПРОЩАНИЕ С ТРОЛЛЕЙБУСОМ МАРШРУТА НОМЕР 20. МОСКВА. 16.08.2020

Продолжаю разбор неопубликованных архивов. На этот раз ещё одна грустная страничка истории. После проводов в последний путь троллейбуса НОМЕР 43, с которым у меня много было связано в жизни, настал черёд проводить в последний путь ещё одного представителя моей молодости и 1-го троллейбусного парка, что на Соколе.

И перед тем как начать рассказ о последнем дне работы троллейбусного маршрута номер 20, необходим небольшой исторический экскурс. Как я вообще мог быть связан крепко с этим маршрутом, строгинец, тусующийся в Крылатском?

Дело было в 1993-ем году. В мае, в конце девятого класса в строгинской школе 69 мы уже подбухивали вовсю, курили, уже была девочка Наташа А. у меня со всеми серьёзными ночёвками у неё дома, уже начал писать песни, тусил с панками в Крылатском, в общем, разлагался как мог в полный рост. И руководство школы прозрачно намекнуло мне, что наше дальнейшее сотрудничество не приветствуется. Вариант продолжения моей блестящей карьеры обнаружился на Беговой улице дом 19 в лицее номер 1182 при автодорожном институте, куда я с лёгкостью и поступил в 10 А класс. Быстро, как гитарирующий и поющий персонаж, влился в коллектив, поскольку там были одни рокеры и металлисты, оброс новыми друзьями, полностью оторвавшись от строгинских товарищей.

Долго я там не проучился. Сколотив музыкальный коллектив "НЗ", я продолжил наращивать алкогольные возлияния, квартирники, тусовки, ночёвки не пойми где и не пойми у кого. Времени на учёбу не оставалось вообще. Нет, учился я всегда хорошо, без троек даже, но просто доходил до лицея редко. То в разливную палатку с пивом сверну, то Сметана, что учился рядом в медучилище при Боткинской больнице, меня с уроков выдернет. В общем, рано или поздно я должен был допрыгаться. И допрыгался. Я был отчислен в апреле 1994-го года за прогулы при неплохой успеваемости.

Но до того времени успел влюбиться по уши в Аню К. Это был ураганный роман, любовь такая, что рядом не стой. Характер у Аньки был сложный, крутой, я бы даже сказал, и я - отмороженный наглухо дебил. Хорошо это не могло закончиться, но полтора года вместе мы были. К чему я всё это?

Каждое утро, начиная с 1 сентября 1993-го года, я садился в набитый в мясо автобус 631, 638 или 687 в Строгино, ехал до "Щукинской", в лютейшее мясище на метро до "Беговой", а там на троллейбусе номер 20, благо тогда они почти один за одним ходили в час-пик, до Стадиона Юных Пионеров, чтобы в 8:30 быть на первом уроке. Вот так я с ним и познакомился. И до лета 1995-го года я ездил им постоянно, сначала в школу, потом просто к Ане домой, что жила там же на СЮПе.

И обратно домой тоже на нём, а если ехал в Крылатское на тусовку, то до "Полежаевской" с пересадкой на автобус 271. А когда зимой 93/94 пару месяцев жил у брата на Полоцкой, то ездил в школу на электричке от Рабочего Посёлка до Беговой и всё тем же 20-ым...

Если подбить итоги 43-х лет моей жизни, то после строгинских маршрутов, которыми я ездил 33 года почти каждый день, троллейбус номер 20 идёт на первом месте по частоте использования мной.

Так что не проститься со старым товарищем я просто не имел права.

Мой скорбный путь начался от "Беговой", куда из Северного я приехал на электричке МЦД. Шёл дождь, как будто оплакивая последнего героя. Вот он, на трафарете, единственный на синем фоне, остальные, уже павшие его собратья, слева в автобусном виде с префиксом "т".

Я доехал до трамвайного кольца "Проспект Маршала Жукова", чтобы ждать последний 20-й в сторону Серебряного Бора. Но вдруг обычный дождь превратился в страшенный ливень, остановка была постоянно наполнена людьми, что мешало мне пить моё поминальное пиво да и просто грустить по уходящей троллейбусной эпохе, и я перебрался на Новикова-Прибоя, где народу не было вообще и я мог скорбеть в одиночестве.

Вскоре по транс-фанатским сообществам прошелестело, что последний 20-й убыл с конечной на Белорусском вокзале, полный нашего ТФ-десанта, в сторону Серебряного Бора. Ждать оставалось недолго. И тут закончился дождь.

И вот уже он, 3863, закрывающий (пока) историю троллейбусов в СырБоре.

-2

Внутри нашлась классическая табличка с 20к на обороте.

-3

Фотографировать на подлёте к Новикова-Прибоя я не стал, знал, что будет фотосессия на ОРП. И действительно, фанаты (опять одни СТТСовцы, ни одного нашего ФОТовца, кроме меня), заполнившие салон, давно уже провели переговоры с водителем, который, конечно же, был в курсе, что он закрывает маршрут, о том, что он всех нас завезёт на ОРП, где всё и произойдёт.

Так оно и вышло в итоге. Водитель ушёл в диспетчерскую, отдав машину нам на растерзание.

-4
-5
-6
-7
-8
-9

Перекур был кратким. Водила пригласил всех на финальный тур.

Летели с космической скоростью (я давно с такими скоростями по городу на городском наземном транспорте не перемещался), почти нигде не останавливаясь. На "Полежаевской" часть транс-фанов покинула салон, но подсело ещё больше новых. И понеслись мы нулевым рейсом в парк по Куусинена, Новопесчаной, Ленинградскому проспекту до дублёра Ленинградского шоссе, где нас и высадили у ворот парка для финального прощания.

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

После чего около двух ночи последний троллейбус 20-го маршрута скрылся за воротами пока ещё троллейбусного парка.

Народ стал расходиться, все пошли на остановку н1 в сторону центра, а я сел в него же, но в обратную сторону до Канала имени Москвы, куда вызвал такси, чтоб за несколько минут долететь до дома по МКАДе.

Было печально и грустно...

Почему я не попал на проводы сАмого последнего троллейбуса в Москве номер м4, я уже писал в рассказе про НОМЕР 43, так что повторяться не буду. Лишь одно произнесу ещё раз: я уверен, что когалымский хан со своей ордой скоро будет изгнан с нашей земли, и все мои любимые троллейбусы вновь побегут по нашему прекрасному городу, который мы не должны "отдать на растерзание вандалам" (с) И.Тальков

Ведь троллейбус для меня это не только вид транспорта, это моя молодость. Они уничтожили и растоптали мою память, лично мне в душу нагадили. Ничего, им всем воздастся...

За сим вечно ваш

(с) Касым, 2022