Деликатным словом «несун» обозначали в советское время воров, тащившее с предприятий материальные ценности.
Уже 30 лет нет СССР, а явление осталось. Его масштабы поражают воображение. Советские несуны на фоне нынешних их последователей выглядят мелкими шалунишками.
Вспомним, например, как три года назад Владимир Путин оценил ситуацию с новым космодромом «Восточный», строительство которого было начато в 2012 году.
«Сто раз сказано было: «Работайте прозрачно. Деньги большие выделяются. Проект тоже носит практически общенациональный характер». Нет! Воруют сотнями миллионов, сотнями миллионов…».
Президент, конечно уточнил, что уголовные дела возбуждают. «Посадки» идут. Его пресс-секретарь уточнил, что воровство процветало при прежнем руководстве большой стройки.
Это лишь один из примеров, удостоившийся внимания главы государства. А сколько их, незамеченных, в том числе правоохранительными органами?
Многие убеждены, что советская власть потерпела крах, потому что не смогла остановить вал воровства. Он, по мере роста дефицита товаров, охватывал все новые и новые слои общества. К концу 80-х сложился уже в целую систему, которая подпитывала ресурсами «серые», то есть подпольные цеха.
Конспирологические версии гласят, что именно для их легализации и, соответственно, сверхдоходов «цеховиков» от левых производств был начат демонтаж экономики СССР. Чем в итоге всё завершилось, прекрасно помнит старшее поколение.
Учитывая нынешнее положение дел, когда из каждого, извините, «утюга», ежедневно рассказывают про новых подозреваемых, возникает опасение уже за Россию.
Посмотрим правде в глаза. Дефицита ресурсов нет. Есть дефицит совести.
Неважно ни время, ни страна. Если каждый из нас внутри себя не ставит нравственный барьер воровству, то всё общество обречено наступать одни и те же «грабли».
Один несун не выживет. Для его успеха требуется система круговой поруки.
В нее втягиваются многие работники от низшего до высшего звена предприятия, будь это производство, торговля, организации. Как круги в грязной луже, явление охватывает смежников, контрагентов, втягивает новых и новых участников. Если явление не пресекают, то складывается целая система. Она встраивается в реальную экономическую жизнь страны и разъедает её изнутри на всех этажах социума.
Отправить эшелоны на Север? Уже пробовали. Был при Сталине закон «о трех колосках», репрессии. Были громкие уголовные дела при Брежневе и Андропове. Не помогло, как видим.
Не способно кардинально изменить положение дел внедрение современных технических средств контроля – полиграф для сотрудников, видеокамеры на каждом углу, цифровые системы учета. Если в коллективе появляется особо продуманный сотрудник, он выступает в качестве первой раковой клетки для всего организма. Тут или «химией» травить, или хирургию включать. На первоначальном этапе. Потом поздно будет.
Однако, по аналогии с медициной, лучшее средство борьбы с болезнями – это профилактика. В нашем случае - воспитание в обществе нетерпимости к ворам. Пора уже.