Детей с задержкой речевого развития становится все больше и больше. В настоящее время около 85% детей дошкольного возраста не овладевают речью в соответствии с возрастными нормами.
В возрасте 2-3 лет врачи, как правило, ограничиваются диагнозом «задержка речевого развития» (ЗРР), но по факту за этим диагнозом стоят и первичные нарушения речи (дизартрия, алалия и др.), и нарушения интеллектуального развития, и нарушения слуха, и другие неблагоприятные сценарии развития.
Темповая задержка развития речи - один из вариантов ЗРР, который характеризуется более медленными темпами усвоения родного языка: позже появляются первые слова и фразы, ребенок позже усваивает нормы лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Можно сказать, что это самый простой речевой диагноз.
Все причины нарушений развития речи можно разделить на две большие группы:
- физиологические
- социальные.
К физиологическим относятся все нарушения здоровья:
- в первую очередь по распространенности - поражения головного мозга и неврологические заболевания вследствие внутриутробных травм, гипоксии, трудных или преждевременных родов, травм в первый год жизни, тяжелых заболеваний и интоксикаций в раннем возрасте;
- важным фактором является наследственность
(внимание! если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это не повод расслабиться, а, наоборот, повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалистам);
- к задержке развития речи приводят нарушения слуха, органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба; общая соматическая ослабленность.
Среди социальных причин самая главная – неблагоприятное речевое окружение. Чаще всего - когда с ребенком не разговаривают достаточно много, четко и эмоционально и не провоцируют его на речь.
До наших дней дошла легенда о том, как один правитель решил выяснить, какой язык главнее всех остальных. Он взял нескольких младенцев и приказал кормилицам хорошо ухаживать за ними, кормить и одевать, но ни в коем случае не разговаривать с детьми. Якобы, лишенные подражания дети как раз начнут говорить на самом главном языке. Легенда имеет две альтернативные концовки: дети либо умерли без общения, либо так никогда и не научились говорить.
К сожалению, во многих современных семьях этот ужасный эксперимент повторяется. Папа с утра уходит на работу, мама целый день сидит с телефоном в руках, фоном работает телевизор. В таких условиях ребенок не имеет образца живой, настоящей речи, поэтому не срабатывает главный механизм овладения речью – подражание (ребенок произносит слова, подражая взрослым). Кроме того, у малыша в таких условиях нет необходимости говорить. «Мы его и так понимаем» - говорят его родители.
Именно такие дети, попав из своей "пещеры молчания" в адекватную речевую среду (детский сад) начинают говорить. Потому что в детском саду их встречает воспитатель с громким голосом и хорошей дикцией, который комментирует все действия детей ("Моем руки!", "Собираем игрушки!"), читает книжки, побуждает детей к речи.
Возвращаясь к заголовку,
если Вы услышали от врача сокровенную фразу "пойдет в сад – заговорит", она означает две вещи:
1) врач не нашел у вашего ребенка каких-либо медицинских причин для задержки речевого развития (что, безусловно, является хорошей новостью);
2) посмотрев в Ваши глаза, доктор решил, что рассказывать о механизмах овладения речью и роли речевой среды бесполезно . Проще отдать ребенка в сад. Это и есть плохая новость.
____________________________________