Найти тему
Психопедагогика

Вот пойдет в сад – заговорит! Вам так сказали? Тогда у меня для Вас плохие новости

Оглавление

Детей с задержкой речевого развития становится все больше и больше. В настоящее время около 85% детей дошкольного возраста не овладевают речью в соответствии с возрастными нормами.

В возрасте 2-3 лет врачи, как правило, ограничиваются диагнозом «задержка речевого развития» (ЗРР), но по факту за этим диагнозом стоят и первичные нарушения речи (дизартрия, алалия и др.), и нарушения интеллектуального развития, и нарушения слуха, и другие неблагоприятные сценарии развития.

Темповая задержка развития речи - один из вариантов ЗРР, который характеризуется более медленными темпами усвоения родного языка: позже появляются первые слова и фразы, ребенок позже усваивает нормы лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Можно сказать, что это самый простой речевой диагноз.

Все причины нарушений развития речи можно разделить на две большие группы:

  • физиологические
  • социальные.

К физиологическим относятся все нарушения здоровья:

  • в первую очередь по распространенности - поражения головного мозга и неврологические заболевания вследствие внутриутробных травм, гипоксии, трудных или преждевременных родов, травм в первый год жизни, тяжелых заболеваний и интоксикаций в раннем возрасте;
  • важным фактором является наследственность
(внимание! если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это не повод расслабиться, а, наоборот, повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалистам);
  • к задержке развития речи приводят нарушения слуха, органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба; общая соматическая ослабленность.

Среди социальных причин самая главная – неблагоприятное речевое окружение. Чаще всего - когда с ребенком не разговаривают достаточно много, четко и эмоционально и не провоцируют его на речь.

До наших дней дошла легенда о том, как один правитель решил выяснить, какой язык главнее всех остальных. Он взял нескольких младенцев и приказал кормилицам хорошо ухаживать за ними, кормить и одевать, но ни в коем случае не разговаривать с детьми. Якобы, лишенные подражания дети как раз начнут говорить на самом главном языке. Легенда имеет две альтернативные концовки: дети либо умерли без общения, либо так никогда и не научились говорить.

К сожалению, во многих современных семьях этот ужасный эксперимент повторяется. Папа с утра уходит на работу, мама целый день сидит с телефоном в руках, фоном работает телевизор. В таких условиях ребенок не имеет образца живой, настоящей речи, поэтому не срабатывает главный механизм овладения речью – подражание (ребенок произносит слова, подражая взрослым). Кроме того, у малыша в таких условиях нет необходимости говорить. «Мы его и так понимаем» - говорят его родители.

Именно такие дети, попав из своей "пещеры молчания" в адекватную речевую среду (детский сад) начинают говорить. Потому что в детском саду их встречает воспитатель с громким голосом и хорошей дикцией, который комментирует все действия детей ("Моем руки!", "Собираем игрушки!"), читает книжки, побуждает детей к речи.

Возвращаясь к заголовку,

если Вы услышали от врача сокровенную фразу "пойдет в сад – заговорит", она означает две вещи:

1) врач не нашел у вашего ребенка каких-либо медицинских причин для задержки речевого развития (что, безусловно, является хорошей новостью);

2) посмотрев в Ваши глаза, доктор решил, что рассказывать о механизмах овладения речью и роли речевой среды бесполезно . Проще отдать ребенка в сад. Это и есть плохая новость.

____________________________________

Запись к психологу: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber). Консультирование онлайн для родителей и специалистов.

Нажимайте на ссылки и читайте еще о развитии речи: