Найти тему
Зина Парижева

Заметки из Море грёз. Том II. Глава CXIV

...Приговор был суров: вырвать языки и коле­совать, но по царской милости его смягчили на следу­ющее: бить кнутом, вырвать языки, сослать в Сибирь, все имущество конфисковать. Лопухину секли так: раздели догола при всем честном народе, помощник взял жертву и закинул себе за спину. Палач ударил всего три раза: два удара по­ложил параллельно друг другу, а один горизонтально. Кожа со спины Лопухиной отошла и, как юбка, закры­ла ей ягодицы. Затем наказали Бестужеву. Когда палач раздевал ее, она сняла с себя драгоценный крест и подарила ему. За это ее били не так сильно и вырвали только малень­кий кусочек языка, так что она не потеряла способно­сти изъясняться. Лопухина же на всю жизнь осталась полунемой. Через 20 лет, при Петре III, она вернулась в Петербург и, изуродованная, явилась при дворе, возбуждая всеоб­щее любопытство. 2) В проводку. Двое вели осужденного под руки по улицам, а палач шел сзади и бил. Часто этот способ применялся наряду с первым ввиду его большей на­глядности. 3) На козле. Этот способ заменил первые два в правление Александра I. Битье на козле, кобыле или машине сохранялось до самой отмены кнута. Описа­ние такого станка для наказания встречается в офици­альном документе 1831 г., где он деликатно называет­ся «кобылкой». «Кобылка для наказания, - говорится в документе, - состоит из щита с выемками вверху для головы и рук, внизу для привязывания ног. Кобылка вращается на двух пятниках. Под нею делаются две железные подставки: короткая поддерживает ее во время наказания под углом 23°, а длинная поддержи­вает кобылку под углом 45° при наложении клейма». В эпоху уложения 1845 г. оформилась грозная об­рядность наказания кнутом, призванная усилить устра­шительное впечатление от экзекуции. Преступника по объявлении приговора помещали на несколько дней отдельно и заковывали, к нему приходил священник для собеседования, исповеди и причащения. Ночью, перед исполнением приговора, в тюрьму привозили так называемую позорную колесницу. Утром преступ­ник облачался в чистое белье, длинный черный кафтан и шапку, на грудь ему вешали черную доску, на кото­рой белыми буквами обозначалось название совершенного им преступления. Затем его сажали на колесницу спиной к лошади и привязывали ремнем к скамейке. Колесницу окружала стража, и в таком виде процессия отправлялась к эшафоту. В руки осужденным давалась горящая восковая свеча Барабанный бой возвещал об исполнении наказания. Преступнику, поставленному на лестницу эшафота, читали приговор. Затем с него снимали верхнюю одежду и разрывали рубаху, обна­жая до пояса, ремнем прикрепляли к кобыле конеч­ности. Первые удары кнутом делались крест на крест, последующие - вдоль и поперек спины. Когда пре­ступник терял сознание, ему развязывали руки и да­вали нюхать спирт. Если он оказывался жив, то казнь продолжалась. После кнута наказанного сажали на ба­рабан, на спину, которая походила на высоко вздутое рубленое мясо, накидывали тулуп. Силу испытываемых при этом наказании физиче­ских страданий можно представить уже только из того, что каждый удар пробивал кожу, которая отставала вместе с мясом, оттого смертельный исход наказания кнутом был явлением обычным. Число же ударов могло быть весьма велико, так, по свидетельству князя Щербатова, в XVIII в. кнут назначался без счету, иногда до 300 ударов и более. По словам адмирала Мордвинова, «кнут есть му­чительное орудие, которое раздирает человеческое тело, отрывает мясо от костей, мечет но воздуху кровавые брызги, и потоками крови обливает тело человека... для 20 ударов кнутом потребен целый час, и когда известно, что при многочислии ударов, мучение несчастного преступника, иногда невинного, продолжается от восходящего до заходящего солн­ца» [3, с. 23]. При Петре I применение кнута расширяется чрез­вычайно, причем торговая казнь назначается или са­мостоятельно, или как составная часть политической смерти (в последнем случае вместе с клеймением, а позднее по Указам 14 января 1704 г. и 5 февраля 1705 г. в двух видах: для более тяжких преступников - выре­зание ноздрей, а для менее важных - клеймение бук­вою «В» в лоб с натиранием многократно порохом). Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишающей всякой чести и даже делающей недостойным служить в войске солдатом. С другой стороны, в эпоху Петра I прибавились новые виды телесных наказаний - шпиц­рутены и кошки - по Морскому уставу. Юридическая мысль в XVIII в. еще не созрела до идеи об отмене всяких телесных наказаний. Это было время борьбы против смертной казни, в особенности квалифицированной, борьбы против пытки и изувечивающих наказаний. И даже в XIX в. раздавались голоса в поддержку телесных наказаний. Дореволюционный исследователь А.Г. Тимофеев, утверждая необходимость существования телесных наказаний, полагал, что оно является прекрасным средством возмездия, которое дает возможность соразмерить его с самыми разнообразными оттенками виновности. В связи с тем, что это наказание допускает благодаря различию употребляемых средств (от кнута до розог включительно) много видоизменений, оно одно способно восполнить всю лестницу наказаний, примыкая, с одной стороны, к смертной казни, а с другой - к выговорам и внушениям. Хотя, конечно же, большинство юристов XIX в. за­няло позиции безусловного отрицания этого вида на­казания, усматривая в нем не только непригодность, но и прямой вред для уголовного правосудия. Уже в правление Екатерины II происходит законо­дательный запрет пыток и ограничение телесных на­казаний. Именно с этого времени в государственной уголовной политике наблюдается отчетливая тенденция ограничения и постепенной отмены телесных наказаний. Александр I в 1801 г. называл кнут мерой, «стыд и зазор человечеству наносящей» . В 1817 г. он «изъ­явил желание свое, чтобы кнут, вырывание ноздрей и клеймение лица у преступников, не были впредь упо­требляемы, яко предосудительныя наказания, несогласныя с настоящею нравственностию подданных Его Величеству» . Тогда же было отменено вырывание ноздрей. А уничтожение «бития кнутом и клеймения поносными знаками лица, предоставлено было тому времени, когда в Государственном Совете будет разсматриваем вновь сочиненный по уголовным делам устав». О необходимости уничтожить кнут навсегда как «орудие наказания, не соответственное настоящей степени просвещения высших в отечестве нашем сословий, и общему благонравию и мягкосердию Российскаго народа» говорил адмирал Мордвинов. Он предлагал «заменить кровавое кнута зрелище поста­новлением у столба преступников, с различием обло­женных на них цепей, одежды и других, приличных соделанному преступлению, изображений и видов», и заявлял, что «доколе кнут существовать бу­дет в России, втуне мы заниматься будем уголовным уставом. С кнутом в употреблении напрасны будут уголовные законы, судейские приговоры и точность в определении наказания. Действие законов, исполнение приговора и мера наказания останутся всегда в руках и воле палача, который стами ударами соделает на­казание легким, десятью - жестоким и увечным, если не смертельным». Результатом этой гуманизации в конечном итоге и явилось исчезновение телесных наказания из уголов­ных кодексов того времени. Практически полностью телесные наказания были отменены 17 апреля 1863 г. (были оставлены розги, плеть и хлыст для некоторых специальных категорий правонарушителей).»