Найти тему
Зина Парижева

Заметки из Море грёз. Том II. Глава CXIII

«...История уголовного права дает нам печальную картину человеческой изобретательности, всецело направленной к изысканию средств и способов при­чинения наибольшего страдания людям, навлекшим на себя кару закона. Одним из древнейших видов уго­ловного наказания (наряду со смертной казнью) были телесные наказания - причиняемые виновному физи­ческие страдания или увечья. Для историко-правовой науки процесс становле­ния и эволюции телесных наказаний, проблема их ви­дов и предназначения представляют большой интерес. В историко-правовой и исторической литературе широко распространена точка зрения, согласно кото­рой древнерусское право не знало телесных наказа­ний. Действительно, впервые в законодательных актах телесные наказания упоминаются в Судебнике 1497 г., но фактически телесные наказания применялись и ра­нее. Заметим, что Правда Ярославичей (ст. 65) все же содержит указание на телесные наказания, предусма­тривая возможность выбора потерпевшим (в случае нанесения ему побоев холопом) средств наказания виновного холопа: избиение обидчика или денежное возмещение, взыскиваемое с его господина . Также Русская Правда отмечает, что господин имеет право вотчинной юстиции в отношении заку­па. Например, феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62): «Аже господин бьет закупа про дело, то без вины есть». При этом закупа нельзя бить «не за дело», он может обратиться в суд, который должен взыскать с господина продажу как за избиение свободного «якоже в свободнемь платежь». Нам представляется допустимым предположить, что телесное наказание в действительности имеет очень древнее происхождение и связано с нормами обычного права, закрепляющими отеческую власть над домочадцами, прежде всего женами и детьми. Применение болезненных телесных наказаний в отно­шении прелюбодейных жен встречается в сведениях Тацита о древних германцах: «У столь многолюдного народа прелюбодеяния крайне редки, наказывать их (прелюбодеек) дозволяется незамедлительно и самим мужьям: обрезав изменнице волосы и раздев дона­га, муж в присутствии родственников выбрасывает ее из своего дома и, настегивая бичом гонит по всей деревне». Святой Бонифаций (672/673-754 гг. н.э.) свидетельствует о саксах: «Иногда собира­ются большие толпы женщин и выводят наказанную плетьми (блудницу, прелюбодейку) в поле, стегают ее прутьями, и срывают с нее препоясание. Они на­носят ей раны ножами и гонят истерзанную и ис­текающую кровью из множества мелких ран, от де­ревни до деревни. Влекомые ревнивым целомудрием, присоединяются к мучительницам все новые и новые бичевальщицы, пока, наконец, виновная не свалится с ног мертвой, в назидание другим». В До­мострое - памятнике культуры XVI в. - особо указы­вается на обязанность благочестивого родителя на­казывать телесно свое чадо:» «И не жалей, младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти... любя же сына своего умножай ему раны - и потом не нахвалишься им... не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет». Вторят Домострою и народные поговорки: «Розга хоть нема, да придает ума», «Справит горбатого могила, а упрямого дубина», «Площадная речь, что виноватого надо сечь». Для средневековья, когда, по выражению Й. Хейзинги, идея сословного разделения насквозь пронизывает все идеологические и политические рассуждения, а каждая из обществен­ных групп являет собой божественное установление, естественно экстраполировать идею божественной власти как власти отеческой над чадами на отношения государства в лице укрепляющейся велико­княжеской власти и центральных органов управления с феодально-структурированным обществом. Государь, следуя логике этой идеи, обязан как бла­гочестивый родитель детей своих карать (в том числе и наказывая телесно) всякого «лихого человека», унич­тожая грех ради спасения душ своих чад-подданных. Не случайно болезненные телесные наказания по­являются в русском праве с началом процесса обра­зования Московского централизованного государства (когда значительно возрастает роль великокняжеской власти), находя законодательное закрепление в Судебнике 1497 г. Статья 10 Судебника 1497 г. устанавливает торго­вую казнь за простую неквалифицированную татьбу. А ст. 62 назначает телесное наказание за нарушение гра­ниц земельного владения - по меркам средневекового права одно из тяжких имущественных преступлений. В Судебнике 1550 г., в Уставной книге Разбойно­го приказа, и в особенности в Соборном уложении 1649 г., область применения телесных наказаний зна­чительно расширяется. Главным средством наказания становится кнут, и так как само наказание чаще все­го приводилось в исполнение публично, на торгу, оно получает название торговой казни. Назначалось это наказание или самостоятельно, или в соединении с другими, например, высылкой виновного в окраинные города или с тюремным заключением. Битье кнутом разделялось на простое (с пощадою) или нещадное (без пощады, без всякого милосердия). Кнут состоял из трех частей: деревянного кнуто­вища в пол-аршина, прикрепленного к нему упругого плетеного кожаного стержня с кольцом или кожаной петлей, к которому прикреплен хвост, сыромятный ре­мень в аршин, засушенный в виде желобка и твердый, как кость (этим хвостом и наносились удары). Битье кнутом происходило публично на площа­ди, где собиралось больше народу, у присутственных мест, на торгах. В Москве обыкновенным местом для экзекуции была Красная площадь. По указу 1685 г. казни предписывалось исполнять перед Спасскими воротами. В Петербурге местом наказания была Тро­ицкая площадь. Белозерская и Соль-Галицкая губные грамоты предписывали разбойников «бить кнутьем в тех селах и деревнях, где они воровали, по всем тор­гам». Статья 231 гл. X Соборного уложения 1649 г. предписывает совершать наказание виновных в уничтожении межей на месте преступления. Кроме кнута, как в Уложении, так и в других актах того времени встречаются и иные средства телесного наказания, в особенности прутья толщиною в мизи­нец, а позднее, в конце XVII в., плеть, но сам образ и порядок исполнения этого наказания не определен законом; по большей части в законе не указывается число ударов, различается только наказание простое и нещадное. Исполнение наказания кнутом определялось тре­мя способами.1) Простое битье кнутом. Преступника раздева­ли до пояса и клали на спину помощника палача, брав­шего его за руки. Ноги связывались веревкой, конец которой держал другой помощник, чтобы наказывае­мый не мог двигаться. В трех шагах стоял палач и бил изо всей силы длинным и толстым кнутом. Палачи для удара отступали на несколько шагов и, припрыгнув, ударяли с разбега вдоль спины, между плеч. Широко известна история наказания статс-дамы императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны Натальи Федоровны Лопухиной, невероятно красивой особы, по свидетельству современников, арестован­ной в 1743 г. по доносу о государственной измене. Во время допросов Лопухина оговорила и свою подругу Бестужеву...