В конце января 2015 года началась совместная военная операция обеих Народных Республик Донбасса, ставшая фатальной для многочисленной украинской армейской группировки.
Масштабная операция донбасского ополчения позволила взять в окружение в Дебальцеово от четырех до восьми тысяч человек. Это был плацдарм, который Генштаб украинской армии предполагал использовать для своего дальнейшего наступления вглубь ЛДНР.
Однако, чтобы до конца понимать что происходило в те дни необходимо упомянуть события, произошедшие практически за полгода до начала операции.
Город Дебальцево, по восточной окраине которого проходит граница между Донецкой и Луганской Народными Республиками является крупным железнодорожным узлом.
С апреля 2014 года, с самого начала войны в Донбассе, контроль над городом несколько месяцев оставался за ДНР. Однако 28 июля частям ВСУ и Нацгвардии удалось отбить его у ополчения.
Контроль над Дебальцево позволял Киеву быстро как перебрасывать необходимые подкрепления, так и развивать наступления. Наступления за счет серьезной железнодорожной инфраструктуры города позволял украинской армии развить наступление как на границу с Россией, так и на столицу ДНР, город Донецк, с северо-восточного направления.
Но… здесь необходимо осознавать! Киевское войско, продавив линию фронта на относительно узком участке между Горловкой и Алчевском, не смогло добиться аналогичных успехов на других направлениях. Фактически образовался хорошо различимый выступ, зажатый с трех сторон силами ополчения.
Всем было ясно! В дальнейшем украинская армия либо пойдет в наступление и расширить этот плацдарм, либо подразделения ополчения срежут этот карман.
Обескровленная после Иловайского котла и разгрома там основных ударных частей украинская военная группировка была неспособна к активным действиям. На линии фронта воцарилось относительное спокойствие, которое окончательно было нарушено в двадцатых числах января 2015 года.
Рост напряженности на дебальцевском направлении был спровоцирован массовыми артиллерийскими ударами подразделениями ВСУ по окружающим населенным пунктам.
Для ликвидации угрозы расширения имеющегося у украинской армии плацдарма и для прекращения обстрелов населенных пунктов Республик Донбасса подразделения Вооруженных Сил ЛНР и ДНР перешли в решительное наступление на дебальцевском направлении.
После мощной артиллерийской подготовки ополчение выдвинулось на внешний рубеж обороны противника, осаждаемого города, у населенных пунктов: Ольховатка, Редкодуб, Попасная, Санжаровка, Троицкое и Чернухино.
К 5 февраля под полным контролем ополчения уже был город Углегорск, а к 9 киевское войско потеряло контроль над селом Логвиново. Дебальцевская украинская группировка войск окончательно оказалась замкнутой в котле.
Официальный Киев сам факт окружения изначально попытался скрыть.
Министр обороны Украины в 2015 году Степан Полторак тогда заявлял:
- Подразделения, которые находятся в Дебальцево, и вокруг… Им поступают снаряды, боеприпасы, с ними есть сообщение, есть связь, есть взаимодействие. Подкрепления подходят. Там работа идет плановая.
Точно также, за полгода до этих событий, врал его предшественник Валерий Гелетей, утверждавший что никакого Иловайского котла не существует.
Картина конца лета и начала осени повторялась. Части ВСУ и Нацгвардии, попавшие в окружение полностью потеряли боеспособность. Старшие офицеры, при этом, бросили свои войска на произвол судьбы.
Показательна история комбата батальона «Донбасс» Семена Семенченко. Он бежал с фронта в Артемовск, прикинувшись раненным, а затем писал с госпиталя не соответствовавшие действительности боевые сводки.
17 февраля силовики ДНР вошли в Дебальцево, и заняли центральную, восточную и северную части города. В том числе, районный отдел милиции и железнодорожный вокзал.
На следующий день в ДНР сообщили о взятии города под полный контроль.
Так закончилась дебальцевская операция.