Уже становится у меня доброй традицией, спускаться 3 января поближе к центру земли. В прошлом году это были пещеры в Пенежье. В этом же году – действующая гипсовая шахта, находящаяся на территории гипсового завода. Находится она в поселке Пешелань, расположенного совсем недалеко от Арзамаса. В этой шахте на глубине 70 метров находится единственный в России музей горного дела. Не знаю даже, что мне было интереснее, хоть на немножко спуститься в действующую шахту или сам музей.
Начну по порядку. Когда мы подъехали, у дверей нас встречал экскурсовод. Рассказав нам правила безопасности, она отвела нас в комнату выдачи инвентаря. Кстати, по правилам безопасности, посетить музей можно только лицам, старше 14 лет. И, правда, одну девочку, которой было 9 лет, приехавшую с родителями, не пустили, и она развлекалась в Сафари-парке, который находится около завода.
В комнате выдачи инвентаря нам выдали каски и фонари – все под подпись в журнале и мы двинулись в путь. Ко входу в шахту ведет узкоколейка, на которой стояли вагонетки, груженные гипсом. Не знаю почему, но мне этот пейзаж напомнил какой-то прииск золотоискателей. Хотя навряд ли там было столько снега.
И вот мы в шахте, при входе сразу чувствуется сильный ветер, это работает вентиляция. Сначала спуск идет под приличным уклоном, но он недолгий. После спадает ветер и идешь почти по прямой, но это только кажется. Шли мы все гуськом. Впереди группы шла экскурсовод, а замыкал наше шествие шахтер. В свободное от смен время, он помогает с экскурсиями. Нужен он, чтобы следить за такими туристами, у которых при входе в подземный мир загораются глаза от интереса и хочется все потрогать и везде залезть. Но нельзя, шахта ведь действующая. Во-первых, она имеет много ответвлений и в них очень легко заблудиться. Во-вторых, периодически по рельсам проезжают груженые вагонетки. В этих случаях нас всех просили прислониться к стене.
Так мы дошли до музея. Хоть он и находится на глубине 70 метров, но мы спускались всего на 20, так как вход в шахту находится сбоку. В музее несколько залов, все они декорированы разноцветной подсветкой, из-за этого иногда кажется, что находишься в какой-то детской сказке. Первый зал посвящен горнодобывающему делу. Представлена экспозиция, рассказывающая о том, как добывали гипс в давние времена с помощью кирки и вывозили на лошади с телегой, до наших дней, мощными бурами и агрегатами. Как мне сказали, гипс практически не вреден для организма и здоровье шахтеров о него не страдает. А вот то, что на современных машинах нет фильтров и всеми выхлопами дышат люди, да еще и под землей – сказывается плохо на здоровье. Вот такая охрана труда. Детей до 14 лет не пускают, но на фильтры забивают. Раньше, кстати, были детские сады, санатории и больницы для шахтеров и их семей. Сейчас не осталось ничего. Да и зарплаты у них смешные, мне даже стыдно их озвучивать. А люди рискуют своей жизнью и работают не в чистых, уютных, освещенных офисах. Но никто мне не жаловался, все ребята ходят с улыбкой. Это я сама у них выспросила.
Ну ладно, это был крик души, вернусь к музею. Следующий зал посвящен шунгиту. Есть даже шунгитовая комната, попадая в нее, оказываешься в полной тьме. Главное - не дотронуться до стен одеждой, потом в жизни не отстирайте его. Говорят, что шунгит настолько полезен, что за 30 минут нахождения в этой комнате можно получить эффект полноценного отпуска на море. Мы были всего минуты две.
Музей горного дела решил собрать в себя все возможное, связанное с подземным миром. Есть зал с коллекцией минералов. Посреди этого зала стоит скульптура из гипса «Хозяйка горы». Есть легенда, что шахтер накануне свадьбы спустился в шахту на работу и долго не выходил. Невеста в белом платье побежала его искать. В итоге шахтер вышел с опозданием, а невеста навсегда осталась в шахте. Вот ей и посвящена эта скульптура. Легенда грустная, надеюсь, что это неправда, а тему про «хозяйку горы» просто навеяли сказки Бажова.
Есть залы представляющие копии наскальных рисунков, найденных в пещерах в разных уголках мира, залы посвященные палеонтологии и спелеологии с очень красивым маленьким водопадом.
Почти в конце маршрута находится «Пещера и река ужасов». Ходить там можно только по деревянным настилам, так как все остальное пространство заполнено водой. Вдоль настилов стоят скелеты, катафалки и другие ужастики. Как по мне, так это выглядело немного по-детски, но говорят многим нравится. Мне кажется, более интересно было бы пройтись просто по настилам и посмотреть на подземное озеро. Вода там, кстати, появляется естественным путем, ее даже иногда откачивают, чтобы она не заливала весь музей.
Последний зал посвящен изделиям из гжели и камнерезной фабрики. Кстати, для гжели используют гипс именно с Пешеланского завода. Пешеланский гипс – один из самых чистых в мире, доля чистого гипса в сырье составляет до 98 %. Пласт лежит до самой Казани, примерно должно хватить на 100 лет, а если откачать воду, то еще примерно на столько же.
Обратно на поверхность мы возвращались тем же путем. Было очень интересно побывать в действующей шахте. Музей тоже хороший, но больше было интересно само ощущение, что ты находишься под землей, а над тобой 70 метров.
Подписывайтесь на мой канал и давайте путешествовать вместе! Ведь хорошо бродить по свету ....
Всем Света и Добра, Елена М.