⠀
Константин Головкин, что называется, был баловнем судьбы: талантлив и удачен во всем, к тому же обладал безграничной фантазией и жаждой украшать место, в котором жил. Успешный купец, меценат, активный организатор культурной жизни Самары. Художник-самоучка и автор одного из самых популярных культурных объектов Самары- «Дачи со слонами». Человек, не имеющий специального образования сам придумал проект дачи и притворил идею в жизнь. В начале 20 века «Дача Головкина» было поистине выдающееся строение, которым любовались отдыхающие на проплывающих мимо по Волге пароходах. Изюминкой дачи были скульптуры слонов в натуральную величину, которых хорошо было видно с Волги. Головкин сам нарисовал эскизы и присутствовал при ваянии скульптур.
Пришла революция. Успешный купец, тонко чувствовавший веяния времени, сам передал дачу в дар новой власти и покинул Самару. Жил с женой и дочерью в Иркутске в статусе беженца, где продолжал заниматься любимым делом: организовывал экспедиции в Монголию, Китай и Японию, где собирал восточные редкости, покупая их в антикварных лавках. Считается, что все эти экспедиции съели последние финансы бывшего купца. После чего он вернулся в Самару.
В новой советской жизни места бывшему купцу и меценату не нашлось. Константин Павлович работал архивариусом в городском архиве и продолжал предаваться своему «любительству» на альтруистской основе. Умер в 1925 году в страшной нищете.
⠀
После революции здание дачи было национализировано и использовалось в разных целях. В конце концов, здание было передано на баланс водоканалу и его перестроили под клуб для молодежи. В нем провели отопление, что негативно сказалось на фундаменте здания и пошли трещины по стенам.
⠀
В 1990-х сделали ремонт, направленный на сохранение облика дачи. В данный момент дача находится в ведомости МП «Самараводоканал» и вход на территорию запрещён.
«Дача со слонами» носит статус памятника архитектуры культурного наследия РФ. К сожалению, у страны нет возможности привести объект в должный вид и оно медленно погибает вместе со слонами, скорбно взирающими на былое величие дома.
Очень жаль, что многие дома в России носят такой печальный характер.