Найти в Дзене

Раньше из Северной Осетии через горы можно было проехать в грузинский Кутаиси. А что сейчас осталось от этой дороги?

Про Военно-Грузинскую дорогу слышали практически все. Она ведёт из Северной Осетии через Дарьяльское ущелье и контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс" в столицу Грузии - Тбилиси. Я и сам несколько раз ездил по этой красивейшей дороге.

На Военно-Грузинской дороге
На Военно-Грузинской дороге

Но далеко не все в курсе, что подобных дорог было три. Военно-Грузинская, Военно-Осетинская и Военно-Сухумская. Про Военно-Грузинскую я уже сказал, Военно-Сухумская шла из Черкесска в Сухум. Сейчас часть Военно-Сухумской дороги лежит на территории Тебердинского заповедника и по ней даже можно частично проехать до озера Туманлы-Кель, заплатив за посещение заповедника. Но через метров 300 после озера дорога упрётся в пограничную заставу, пройти дальше которой у вас никак не получится. А если попробуете - автоматически станете государственным преступником.

озеро Туманлы-Кель на Военно-Сухумской дороге
озеро Туманлы-Кель на Военно-Сухумской дороге

Остаётся Военно-Осетинская. Изначально она была построена ещё в 1897 году и вела из Владикавказа через Алагир и Мамисонский перевал в Кутаиси. Во время Советского Союза дорога была расширена и приспособлена для движения автомобильного транспорта.

-3

А вот дальше история Военно-Осетинской дороги весьма терниста, потому что часть её в определённый момент просто...исчезла. Как так получилось? Сейчас расскажу.

Дело в том, что к 1986 году от города Алагир к границе с Южной Осетией построили Транскавказскую магистраль, которая фактически поглотила часть Военно-Осетинской дороги. Да и дорога от Владикавказа от Алагира фактически тоже перестала быть её частью, став отдельным субъектом.

на Транскавказской магистрали
на Транскавказской магистрали

Но нас эти участки интересуют постольку-поскольку, потому что всё самое интересное находится дальше - там, где Военно-Осетинская дорога ещё цела. Для того, чтобы на неё попасть нужно съехать неподалёку от селения Верхний Зарамаг и проехать через тоннель.

Но вот беда - в тоннеле ведутся ремонтные работы и проезд закрыт. Вернее висит знак, что проезд закрыт, а вокруг никого. Останавливаюсь около тоннеля, заглядываю внутрь - видно, что идёт его капитальный ремонт, внутри течёт вода и желание проехать через него у меня быстро пропадает.

-5

Пока я стою и размышляю, как быть дальше - подлетает буханка с черными номерами. "Ага, погранцы!" - радуюсь я и торможу её взмахом руки.

"Что случилось, брат?" - спрашивает меня усатый пограничник

"А как на Военно-Осетинскую дорогу попасть? Здесь же не проехать?"

"Не, тут ремонт, опасно! Езжай обратно на трассу и через Нижний Зарамаг"

"Так там же водохранилище, как там проехать?" - удивляюсь я

"Пока ремонт там понтонный мост сделали, проедешь, не бойся!"

Зарамагское водохранилище
Зарамагское водохранилище

Благодарю пограничника и возвращаюсь к машине. Тем временем чрево тоннеля проглатывает буханку. Было, конечно, желание, проследовать таким коротким маршрутом, но решил оставаться законопослушным гражданином и поехать вокруг.

В Нижнем Зарамаге находится Зарамагское водохранилище. И через него действительно перекинули понтонный мост на время ремонта тоннеля. Он мерно покачивается, пока я еду через него.

-7

И вот мы на Военно-Осетинской дороге. Куда же сейчас она ведёт? Решаю ехать до упора, по пути изучая интересности, встречающиеся на пути.

-8

Первая интересность тут же возникает на горизонте. Грандиозное заброшенное сооружение, которое так и манит к себе.

-9

Это - недостроенный санаторий Тиб, который начали строить в конце 1980-х годов. Что случилось дальше - объяснять не нужно, думаю.

Вдоль Военно-Осетинской дороги то тут, то там возникают осетинские родовые башни. При этом людей в этих местах практически нет. Только и успеваю крутить головой туда и обратно - это ж настоящий музей под открытым небом!

Про пейзажи я вообще молчу - совсем скоро на горизонте появляются заснеженные горы и картинка становится совсем потрясающей. Кстати, любопытый факт - примерно половина Военно-Осетинской дороги покрыта довольно свежим асфальтом. Я так и не понял, для чего это сделали - людей здесь мало, автомобильный трафик минимален. Явно планировали что-то строить в этих краях, но что?

-12

Километров через 10 асфальт сменяется грунтовкой, но очень качественной.

-13

Где-то в этих краях Военно-Осетинская дорога уходила вправо на Мамисонский перевал, где буквально два километра проходила по территории Южной Осетии и дальше спускалась в сторону Кутаиси. Фактически отсюда до Кутаиси где-то 160 километров.

-14

Но раньше это была территория одной страны, а теперь, фактически, трёх. Одна, правда, далеко не всеми признана. Но суть в том, что до 2006 года на Мамисонском перевале находилась грузинская метеорологическая станция, а сейчас внутри неё сидят южноосетинские пограничники. А вся соль в том, что несмотря на то, что дорога проходит через Южную Осетию - проехать в саму Южную Осетию оттуда просто нереально. Ведь эта дорога - всего лишь часть перевала. Когда её строили - никто не думал о том, что когда-то она окажется на территории разных государств...

Ну а мы едем дальше. Фактически, это уже не Военно-Осетинская дорога, но всё равно очень интересно, чем всё это закончится, ведь по факту дорога эта выводит в Южную Осетию.

Вокруг, тем временем, просто сумасшедшая красота. Впереди- заснеженные вершины...

-16

По краям дороги пасутся очень фотогеничные лошади...

И вот конечная остановка - мы подъезжаем к посту пограничников. Оттуда выходит удивительно скромный и вежливый осетин и уточняет, всё ли у нас в порядке. Отвечаю, что просто изучаем дорогу. Он рассказывает, что километрах в 5 уже начинается Южная Осетия, но тут проехать нельзя, только через основной погранпереход, поэтому мы разворачиваемся обратно.

-18

На самом деле, на этом моя поездка по Военно-Осетинской дороге не закончилась. По пути я заскочил в несколько древних осетинских селений, чтобы посмотреть на родовые башни. Но это уже совсем другая история...