Чем двухполосная акустическая система отличается от трехполосной?
Проще всего объяснить при помощи рисунка выше.
А по факту?
Начнем с базы.
Ни один динамик разумной конструкции не в состоянии воспроизвести весь слышимый звуковой диапазон на высоком уровне. Проблемы будут обязательно: и “завал” по краям диапазона, и пики-провалы в середине. Удобнее разделить диапазон на участки, и каждый из них поручить отдельному динамику, сделав его конструкцию оптимальной для решения именно этой задачи.
Где будем резать? Специфика автомобиля такова, что воспроизведение самых низких частот (ниже 100 Гц) удобно поручить сабвуферу. Направление на источник звука в этом диапазоне не определяется, и его можно разместить хоть в багажнике. Направление на источники звука более высокой частоты наш слух определяет более чем уверенно. Такие динамики размещаются в передней части автомобиля слева и справа.
И тут нужно решить: сколько полос нужно выделить на фронт, две или три?
Диапазон высоких частот воспроизводится малогабаритным динамиком – твитером (в народе - “пищалкой”), который направлен в сторону слушателей. Оптимальная нижняя граница его рабочего диапазона 2,5-3 кГц. Если забираться ниже, нужно увеличивать площадь излучающей поверхности, и тогда появятся проблемы уже с воспроизведением самых верхних частот.
Остальной диапазон нижних и средних частот можно воспроизводить одним или двумя динамиками, и у каждого варианта есть свои плюсы и минусы.
Двухполосная акустика (твитер+мидбас) проще и, соответственно, дешевле. В домашнем аудио такой вариант обеспечивает высокое качество звучания: динамики находятся перед слушателем. Разместить в автомобиле мидбасовый (НЧ+СЧ) динамик “по-домашнему” можно только после серьёзной переделки торпедо (приборной панели), да и не во всяком автомобиле есть для этого место.
Поэтому мидбас чаще всего устанавливается в штатное место, то есть в дверях. При этом из ближней двери мы слышим его фактически сбоку, и диапазон средних частот заметно ослаблен. Что ведет к перекосу звуковой сцены, нарушению тонального баланса и прочим неудобствам, заметным для придирчивого уха (особенно при воспроизведении высоких музыкальных жанров - например, классики).
Рок всех направлений и современная электронная музыка этим не страдают. Более того, от двухполосной акустики проще получить необходимый драйв - как с процессором, так и без него.
Ну а если душа требует музыки “как в концертном зале”, со стройной звуковой сценой и точным тональным балансом, без трёхполосной фронтальной акустики не обойтись! Но установка и настройка такой системы существенно сложнее.
Да и дороже!
А что сложного в установке? А то, что штатных мест для динамиков средних частот в автомобиле, как правило, не предусмотрено. А если вдруг есть, то совсем не там, где им следовало бы быть.
Динамики средних частот рекомендуется устанавливать недалеко от твитеров:
- на стойки лобового стекла
- на торпедо с излучением в сторону слушателей
- на лобовое стекло.
Вариантов много, и каждый решает для себя.
Откуда берется трёхполосная акустическая система? Чаще всего она создаётся простым добавлением среднечастотного динамика к уже хорошо обкатанной двухполосной – естественно, с заменой кроссовера.
То же самое можно проделать и с уже установленной в автомобиле аудиосистемой: сохранив двухполосный комплект, добавить к нему среднечастотную головку и новый кроссовер.
То есть "трехполоска" - это твитер+среднечастотник+мидбас.
Частота раздела зон ответственности с низкочастотным динамиком зависит от типа среднечастотного динамика. Если это диффузорный динамик калибром 3,5-4 дюйма, частота раздела может быть ниже 300 Гц. Для малогабаритных диффузорных и нежных купольных среднечастотников частота раздела должна быть выше – 600-800 Гц.
Обычно к таким динамикам производитель предлагает и готовый кроссовер, что упрощает создание “трёхполоски”.
В качестве примера можно привести компоненты серии WARHEAD: среднечастотные динамики URAL (УРАЛ) AS-W87M SQ и URAL (Урал) AS-W50M, а также пассивный кроссовер URAL (УРАЛ) WARHEAD CROSSOVER 3. Эти компоненты подходят для модернизации многих двухполосных систем, и не только марки УРАЛ.
В трёхполосной акустической системе зону ответственности твитера можно сделать не такой широкой, как в двухполосной. Это позволит установить твитер, оптимизированный именно для самых верхних частот. Любители SQ, кстати, собирают трёхполосную акустику не только из компонентов разных серий, но даже разных марок, отбирая лучшее.
Но это уже настоящие дебри автозвука!
По материалам Шихатова А. И. - главреда АВТОЗВУК.РФ, эксперта EISA
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - отдельно, тут
Понравилась статья? Ставьте лайк)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#автозвук #теория автозвука #автотюнинг #музыка в машину #мидбас