Найти тему
Хочу всё знать!

Почему астрофизик из Гарвардского университета Ави Леб работает с ярыми сторонниками НЛО?

Телескоп Pan-STARRS 1 на острове Мауи на Гавайях обнаружил Оумуамуа в 2017 году. СТИВЕН АЛЬВАРЕС
Телескоп Pan-STARRS 1 на острове Мауи на Гавайях обнаружил Оумуамуа в 2017 году. СТИВЕН АЛЬВАРЕС

Аврааму «Ави» Лоэбу пришла в голову идея охотиться на инопланетян из кабельного телевидения. В июне 2021 года Леб, астрофизик из Гарвардского университета, был дома и смотрел, как администратор НАСА Билл Нельсон по CNN рассказывает о недавних инцидентах с НЛО с участием пилотов ВМС США. — Как вы думаете, с нами связались инопланетяне? — спросил интервьюер CNN. Нельсон уклонился от ответа, а затем сказал, что «обращается к нашим ученым», чтобы узнать, что видели пилоты.

В то время НЛО были большой новостью. Журналы от «Нью-Йорк Таймс» до « 60 минут » публиковали истории о темных объектах, которые, кажется, мечутся и танцуют в зернистых видеоклипах, снятых пилотами реактивных самолетов ВМС. 25 июня, вскоре после того, как Нельсон размышлял о кадрах на CNN, Пентагон опубликовал отчет о «неопознанных воздушных явлениях» (НВП) за почти два десятилетия — новый термин, который правительство предпочитает для обозначения НЛО. В нем говорилось, что объекты, вероятно, были дронами, явлениями, связанными с погодой, или артефактами сбоев датчиков. С другой стороны, в некоторых случаях объекты «проявляли необычные летные характеристики». Между тем, опрос исследовательского центра Pew Research Center в том же месяце показал, что половина американцев считает, что НЛО управляют инопланетянами.

Ави Леб хочет собрать данные о современных НЛО. ХЕРЛИНДЕ КЁЛЬБЛЬ
Ави Леб хочет собрать данные о современных НЛО. ХЕРЛИНДЕ КЁЛЬБЛЬ

Леб, уже одержимый загадочным межзвездным объектом, пронесшимся через Солнечную систему в 2017 году, почувствовал возможность. Сразу же после того, как он увидел Нельсона на CNN, он отправил электронное письмо руководителю НАСА по науке Томасу Зурбухену, чтобы предложить провести исследование НЛО, финансируемое государством. Позже в тот же день они поговорили по телефону, и Леб говорит, что Зурбухен «поддержал» эту идею. Но после этого Леб так и не получил ответа. Он быстро переключился на частное финансирование. Его первая удача пришла, когда Юджин Джонг, предприниматель из Кремниевой долины и выпускник Гарварда, который слышал, как Леб говорил об инопланетянах в подкасте, предложил 1 миллион долларов без каких-либо условий.

В июле Леб представил проект «Галилео», который, по его словам, был разработан в духе революционного итальянского астронома Галилео Галилея. (Девиз проекта — «Смелость посмотреть в новые телескопы».) Главной целью проекта стоимостью 1,8 миллиона долларов является поиск свидетельств существования внеземных технологий, и одно традиционное направление: анализ возможных межзвездных объектов, обнаруженных глубоко в космосе обсерваториями на вершинах гор. Более спорным является строительство сети камер на крышах, предназначенных для захвата любых НЛО, рыщущих в атмосфере Земли. После привлечения к проекту более трех десятков астрономов и инженеров, а также некоторых печально известных неученых, Леб надеется раз и навсегда разгадать непреходящую тайну НЛО. «Ученые должны прийти на помощь и развеять туман», — говорит Леб.

Некоторые исследователи приветствуют усилия Леба. «Он предпринял научную атаку на проблему, которая вызывает разочарование, — говорит Грегори Лафлин, астрофизик из Йельского университета. «Такой проект был бы немыслим еще 10 лет назад». Но другие говорят, что Леб бросает тень на астрономию и подрывает поиски внеземного разума (SETI) как раз в тот момент, когда эти усилия начали приобретать видимость респектабельности . В частности, их беспокоят откровенные фанатики НЛО, не имеющие никакого научного образования, которых Лоэб пригласил в проект. «Он смешал настоящих ученых с этими маргиналами», — говорит Калеб Шарф, астробиолог из Колумбийского университета. «Я думаю, что вы теряете гораздо больше, делая это».

ВЫРОСШИЙ НА ФЕРМЕ СВОЕЙ СЕМЬИ в Израиле, Леб на протяжении всей жизни демонстрировал не по годам развитое мышление, а также беспокойное и неустанное любопытство. После получения докторской степени. Получив степень по физике плазмы в Еврейском университете в Иерусалиме, в 1986 году в возрасте 24 лет он работал над проектом, финансируемым тогдашним президентом Рональдом Рейганом в рамках программы противоракетной обороны «Звездные войны». Еще в свои 20 лет Леб общался со светилом физиком Фрименом Дайсоном в Институте перспективных исследований, где он переключился на теоретическую астрофизику, прежде чем поступить в Гарвард в 1993 году. стал известен как гарвардский профессор, рассказывающий об инопланетянах.

Леб считает себя законодателем моды и ведет список своих «20 ​​лучших подтвержденных прогнозов». К ним относятся теории о том, как использовать гравитационные линзы для обнаружения планет; как звезды могут питать центральную гигантскую черную дыру Млечного Пути, когда они подходят слишком близко; и как выглядит основание струи материала, которая вырывается из черной дыры в центре галактики M87 — предсказание подтвердилось, когда тень черной дыры была захвачена телескопом Event Horizon в 2019 году. «Я работал над изображением черного дыры до того, как это вошло в моду, — говорит он с хвастливым хвастовством. «Я работал над первыми звездами во Вселенной до того, как они стали популярными». Он указывает на это исследование как на импульс для космического телескопа Джеймса Уэбба, только что запущенной обсерватории, которая будет исследовать раннюю Вселенную.

Ничто из этого не вызывало споров и не привлекало внимания общественности. Но затем, в 2017 году, телескоп на Гавайях заметил сигарообразный камень длиной 400 метров, проходящий через Солнечную систему. Его огромная скорость и причудливая траектория прочно поставили его в категорию «не отсюда». «Оумуамуа», как его в итоге назвали, был первым задокументированным межзвездным объектом, посетившим Солнечную систему, и Леб ухватился за возможность изучить что-то настолько странное. Он отметил, как и другие ученые, что «Оумуамуа была ярче обычной кометы — слишком яркой, чтобы быть естественной, как он полагал. Он не мог отделаться от мысли: а что, если это инопланетный космический корабль? В итоге Леб опубликовал 20 статей об Оумуамуа, а в начале 2021 года — книгу под названием « Внеземной мир: первый признак разумной жизни за пределами Земли» .

Представление художника об Оумуамуа, межзвездном объекте, прошедшем через Солнечную систему. Ави Лоеб размышляет, что это может быть космический корабль пришельцев. ЭСО/М. КОРНМЕССЕР
Представление художника об Оумуамуа, межзвездном объекте, прошедшем через Солнечную систему. Ави Лоеб размышляет, что это может быть космический корабль пришельцев. ЭСО/М. КОРНМЕССЕР

Теория Леба о том, что Оумуамуа был своего рода технологическим обломком потусторонней цивилизации, привлекла внимание всего мира. Он стал энергичным оратором, появляясь не только в основных СМИ, но также в подкастах и ​​на конференциях об НЛО. Но большинство коллег Леба отвергли его гипотезу, которую он впервые изложил в статье 2018 года, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters . Другие высмеивали это или отвергали как рекламный ход. «Что действительно раздражает, так это то, что Ави — умный парень, — говорит Карен Мич, планетолог из Гавайского университета в Маноа. «Он хороший ученый. Но он жаждет славы здесь». Пренебрежительное отношение грызло Леба.

Его гнев выплеснулся в начале прошлого года на онлайн-форуме под названием «Золотой вебинар по астрофизике», где он изобразил себя жертвой «близорукого» научного сообщества, не желающего выдвигать смелые гипотезы. «Если бы мы слушали моих коллег, мы бы просто забыли об ['Оумуамуа]», — сказал он. «Мы не будем вкладывать деньги в камеры, которые его фотографируют. Тогда мы сохраним свое невежество, как философы в эпоху Галилея».

Это было своеобразное рассуждение, не в последнюю очередь потому, что рабочие в то время вносили последние штрихи в обсерваторию Веры С. Рубин, 8-метровый гигант, формирующийся в Чили, и предназначенный специально для поиска временных явлений, таких как «Оумуамуа», когда он когда-нибудь откроется. Следующий год. А в 2019 году Европейское космическое агентство утвердило Comet Interceptor, миссию, которая после запуска в 2029 году приземлится за пределами орбиты Земли, чтобы преследовать и исследовать быстро движущиеся кометы или даже межзвездные объекты.

Один новаторский исследователь SETI на форуме не выдержал комментариев Леба. «Некоторые из нас думали и создавали инструменты для поиска аномалий в течение очень долгого времени», — напомнила Джилл Тартер Лебу во время одной вспыльчивой беседы на форуме. (Тартер был источником вдохновения для астронома, которого сыграла Джоди Фостер в фильме «Контакт» 1997 года.) Тартер сказал, что важно не делать никаких предположений об инопланетянах, если нет «экстраординарных доказательств». Это, добавила она, был единственным способом «отличиться от лженауки, которая является частью популярной культуры с НЛО».

В ИЮЛЕ 2021 ГОДА, КОГДА ЛЕБ представил проект «Галилео», похоже, он стремился получить именно такого рода экстраординарные доказательства. Он нанял группу ученых из известных учреждений по всему миру для разработки и работы над проектом. «Меня привлекло это, потому что оно основано на данных», — говорит Кевин Хенг, астрофизик из Бернского университета.

Одной частью проекта будет разработка программного обеспечения для просмотра данных, поступающих с таких телескопов, как обсерватория Рубина, для межзвездных объектов. Но ядром проекта будет всемирная сеть мониторов неба, всего сотни. Каждая куполообразная единица размером примерно с зонт будет содержать инфракрасные и оптические камеры, расположенные подобно глазу мухи, чтобы захватить все пространство неба над головой. Аудиосенсоры и радиоантенны будут слушать на других частотах. Мониторы, работающие 24 часа в сутки, предназначены для записи всего, что движется по небу днем ​​и ночью: от птиц и воздушных шаров до насекомых, авиалайнеров и дронов. По словам Ричарда Клоэте, алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ), обученные отбрасывать известные объекты, такие как птицы, в пользу быстро движущихся сферических и линзообразных объектов, будут просеивать данные. ученый-компьютерщик из Кембриджского университета, курирующий программное обеспечение системы. «По сути, мы отфильтровываем все, что ожидаем найти в небе», — говорит он. «И все эти вещи, которые [ИИ] помечает как «другие», будут представлять интерес».

Сет Шостак, астроном из Института SETI, который входит в консультативный совет проекта Галилео, отмечает, что сети камер наблюдения за небом не новы. С 2010 года одна сеть Института SETI обнаружила 2 миллиона метеоров, а в последние несколько лет проект LaserSETI начал наблюдать за небом в поисках импульсов света от инопланетных технологий. Что нового в проекте «Галилео», говорит Шостак, так это то, что он сосредоточен на охоте на инопланетян в атмосфере Земли. И проект «Галилео», и институт SETI «ищут признаки внеземного разума», добавляет он. «Но это все равно, что сказать, что изучение неизвестной фауны в тропическом лесу подобно тем, кто надеется найти русалок или единорогов».

Леб говорит, что сейчас строится прототип монитора неба, который весной будет прикреплен к крыше обсерватории Гарвардского колледжа. Если инструменты сработают, он планирует сделать дубликаты; если он сможет собрать еще 100 миллионов долларов от частных спонсоров, он разместит их по всему миру. Он говорит, что не будет произносить слово НЛО, пока они не увидят объект, «который выглядит странно и движется так, как не могут позволить человеческие технологии».

ОДНАЖДЫ В НОЯБРЕ на виртуальном собрании в рамках проекта «Галилео» обсуждение перешло к тому, в каких «районах с высокой заболеваемостью» лучше всего разместить камеры в первую очередь. (Лоб поделился с журналом Science записями нескольких групповых встреч в Zoom .) Широко известные НЛО были замечены во время военно-морских учений у тихоокеанского и атлантического побережья США, что сделало эти места естественными для запуска сети детекторов НЛО. «У вас есть первоочередное местоположение или рекомендация?» — спросил Леб Кристофера Меллона, который участвовал в его первой встрече в качестве «партнера по исследованиям», бесплатного консультанта проекта. Бывший заместитель помощника министра обороны по разведке Меллон в течение нескольких лет освещал проблему НЛО в средствах массовой информации, рассказывая об угрозе национальной безопасности, которую, как он утверждает, они представляют.

Прежде чем ответить, Меллон прочистил горло. «Одна из проблем заключается в том, что многие районы, где мы наблюдаем наибольшую активность [НЛО], являются ограниченным военным воздушным пространством», — сказал он. «Министерство обороны не будет в восторге от установки большого количества инструментов для записи всего, что происходит».

Дискуссия была внезапно прервана, и с тех пор Леб тщательно обдумывал этот вопрос и подчинялся военным соображениям, поднятым Меллоном. Но они представляют затруднительное положение для проекта Галилео, говорит Эд Тернер, астрофизик из Принстонского университета, который является частью основной исследовательской группы проекта. «Группировка инцидентов с UAP [в военных районах] представляет собой проблему», — говорит он. — Я указал на это Ави. Тернер, которого больше волнует межзвездная составляющая проекта, не думает, что наземные камеры зафиксируют какие-либо свидетельства внеземных посещений. «Если инопланетяне не хотят, чтобы мы знали о них, они, скорее всего, узнают о проекте «Галилео», — сухо говорит он. «Они могут просто избегать наших камер с высоким разрешением».

Помимо Меллона, у Галилео есть около 50 других исследовательских филиалов, многие из которых не имеют никакого опыта в науке, но давно интересуются НЛО. Одним из них является Ник Поуп, бывший государственный служащий Великобритании, ставший телеведущим, который утверждает, что расследовал сообщения об НЛО для правительства Великобритании в начале 1990-х годов. С тех пор он регулярно выступал в программе об НЛО и в долгоиграющем телесериале « Древние пришельцы », который предполагает, что инопланетяне повлияли на человеческую историю. «Мы очень надеемся извлечь пользу из ваших знаний и мудрости», — сказал Леб Поупу после того, как представил его на недавней еженедельной встрече в Zoom. (Поуп говорит, что считает себя «коммуникатором» и «вещателем» и не приемлет, когда его называют маргиналом.)

Еще одним партнером по исследованиям является Луис Элизондо, профессиональный офицер военной разведки и самопровозглашенный разоблачитель НЛО. В последние годы Элизондо широко появлялся в средствах массовой информации, утверждая, что он бывший директор секретного исследовательского подразделения Пентагона по НЛО. Хотя подтверждено, что Элизондо работал в Министерстве обороны до выхода на пенсию в 2017 году, представители Пентагона неоднократно отрицали, что он когда-либо участвовал в программе исследования НЛО, а тем более руководил ею. (Однако в ноябре 2021 года Пентагон учредил офис по НЛО, который он назвал Группой синхронизации по идентификации и управлению воздушными объектами.)

После того, как в социальных сетях распространились слухи об участии Элизондо, Леб почувствовал себя обязанным обсудить этот вопрос на одной из еженедельных встреч проекта в Zoom. «Я оцениваю людей, основываясь на их интеллекте и открытости ума», — сказал он из уставленного книгами кабинета в своем доме в Массачусетсе, где в этом году Леб работает в творческом отпуске. «Нам все равно, что говорили другие люди в прошлом. Мы хотим собрать наши данные. … Мы не будем поддерживать второстепенные идеи, выходящие за рамки стандартной модели физики». Элизондо и Меллон отказались от комментариев.

Когда его прямо спросили об опасностях привлечения таких откровенных защитников НЛО, Леб ответил, что он их не вербовал; все подошли к нему. «Мы не будем полагаться ни на что, что говорят эти люди, только на инструменты», — настаивает он. «Мне все равно, с чем люди связаны». Он говорит, что предпочитает большую палатку. «Я не хочу отталкивать тех, кому интересна эта тема, потому что мы могли бы извлечь пользу из их знаний», — говорит он.

Многие участники проекта «Галилео» ценят непредубежденность Леба. Шостака, например, не беспокоит присутствие исследовательских филиалов, и он считает, что звездная сила Леба дает толчок стоящему проекту. «Я все еще не думаю, что нас посещают инопланетяне», — усмехается он. Но другие в команде насторожены. Хенг говорит, что ему стало «некомфортно» с некоторыми из исследовательских организаций. «Это настораживает, — говорит Хенг. «Если наступит день, когда влияние маргиналов возобладает над влиянием таких людей, как я и других здравомыслящих ученых в команде, то меня не будет».

НАБЛЮДЕНИЯ НЛО ТО УСИЛИВАЛИСЬ, ТО ослабевали в общественном сознании с начала холодной войны в конце 1940-х годов, когда впервые появился термин «летающие тарелки». В 1953 году, во время одной волны наблюдений в Соединенных Штатах, другой гарвардский астрофизик попытался успокоить общественное волнение. «Они такие же настоящие, как радуга», — сказал Дональд Мензель журналу Time , имея в виду тарелки. Мензель объяснил, что люди неправильно воспринимали удаленные объекты в небе, такие как самолеты и воздушные шары, или обманывались оптическими иллюзиями, создаваемыми облаками и небесными явлениями.

На протяжении многих лет многие публичные астрономы исследовали заявления об НЛО в том же духе. Майкл Буш, астроном из Института SETI, говорит, что они делают это «в попытке развенчать и убедить энтузиастов НЛО в их ошибке, а иногда и как способ научить астрономии». Буш цитирует Карла Сагана как еще одного сторонника терпеливого и скептического подхода Мензеля.

Попадет ли Леб в эту категорию, зависит от вашей точки зрения. Некоторые, как Буш, считают, что Леб цинично воспользовался духом времени НЛО, чтобы продвигать себя, свою книгу и свой проект. Другие, например бывший директор Национального научного фонда и астрофизик Франс Кордова, считают Леба «творческим» и «вдохновляющим». «Его взгляды могут кого-то расстроить, но нет никаких сомнений в том, что цель поиска доказательств того, что мы не одиноки, — это атрибут, который делает нас отчетливо людьми», — говорит она.

Со своей стороны, Леб может звучать как Мензель, когда захочет. Он говорит, что прекрасно знает, что большинство наблюдений НЛО происходит из-за неправильного восприятия. По его словам, он уважительно выслушает такие рассказы, но не станет придавать значения анекдотическим историям. «Люди подвержены галлюцинациям, оптическим иллюзиям и прочим безумиям. Нельзя доверять людям». Он говорит, что ему нужны данные.

Благодарю всех за прочтение статьи.

Понравилось? Ставим палец вверх. Незабываем делиться с друзьями и знакомыми.

Подписываемся на канал!