Найти тему
Исторические напёрстки

Думаете, легко было жить польскому шляхтичу в XVII веке?

Оглавление

Многие подумают: я бы в шляхтичи пошёл, не житуха — малина. Ни забот, ни хлопот, только успевай из хлопов берёзовый сок давить, да девок портить. В перерывах вечных войн Речи Посполитой с магометанами, европцами, московитами да запорожскими чубатыми разбойниками.

Увы…судьба польского и литовского шляхтича была стиснута строгими традициями, регламентами, предрассудками и вечной нищетой. Если он, конечно, не из семейств знатных магнатов, не устроился на тепленькие (очень немногочисленные) места и наемную военную службу.

Образ жизни.

Во-первых, шляхтичем нужно ещё умудриться стать. Об этом должны побеспокоиться предки, отличившись исключительно на ратном поприще. Можно спасти крупного вельможу, князя, короля на поле брани или охоте. Нарубить кучу врагов в сече, захватить вражье знамя или военноначальника, первым взлететь на крепостную стену.

Или же… просто придумать себе герб и родословную, что чаще всего бывало. Главное помнить: шляхта — это потомки диких сарматов, поэтому вести необходимо себя подобно дикому и необузданному скифу с придуманной генеалогией.

Шляхтичу зазорно уметь читать и писать, достаточно выучить пару дюжин латинских крылатых поговорок, да несколько куртуазных любезностей на французском для паненок. Нужно иметь хорошую саблю, если повезло — горячего жеребца под дорогим седлом. Щеголять пусть и драных сапогах, но обязательно в расшитом жупане и кунтуше, подбитом лисьим, куньим или даже собольим мехами.

Самое главное для безземельного шляхтича в мирное время — прибиться к «партии», компании какого-нибудь крупного и богатого магната. Ясновельможный пан с длинной родословной просто обязан содержать при своём дворе толпу бездельников-шляхтичей, его жена — ещё большую стаю приживалок-паненок.

Главные аристократические семьи Речи Посполитой: Вишневецкие, Потоцкие, Замойские, Чарторыйские, Радзивиллы, Сапеги, Бранницкие и ещё с дюжину других… могли содержать до нескольких тысяч безземельных шляхтичей. Не трудно догадаться, этих дармоедов поил и кормил вбитый в полное ничтожество крестьянин-хлоп. Как писал польский хронист Шимон Старовольский (1588-1656 гг.):

«Крестьяне в Польше, мучаются, как в чистилище, в тo время, когда господа их блаженствуют, как в раю».

Отрабатывать милость ясновельможного магната нужно, крича на Сеймах и сеймиках за его интересы, выбирать приглянувшегося королька, выходить в походы в составе его хорунжий и гусарий, лжесвидетельствовать на судах в пользу благодетеля. В перерывах между войнами стараться напомнить «кормильцу» о себе постоянными драками, дуэлями, скандалами, буйством, обжорством и пьянством.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Уметь пировать сутки напролёт, одним махом опрокидывая в себя особые «кулявки» (бокалы без ножки), наполненные то огненной старкой, то заграничными винами или волынскими медами. Уйти с пирушки без кровавой драки или на своих двоих спать — невместно.

Самое страшное для безземельного шляхтича на содержании, если в его угол припожалуют гости шумною толпой. Нужно занимать денег, демонстрировать широту души, мотовство и роскошь. Брать в аренду серебряную и вызолоченную посуду, заказывать наёмным поварихам не менее дюжины смены блюд, для особых гостей припасти бочонок иноземного вина, нанять музыкантов и проституток.

Обязательно наказать слугам: грязные и сальные тарелки вытирать (чтобы все видели!) хозяйским рукавом единственного парадного кунтуша, шитого золотом по бесценному бархату… Конечно же, в долг нанять экипаж «шестерню с кочем, где внутри все шёлковое с серебряными украшениями», развозить утром невменяемых выпивох по домам.

Глядя на шляхту, ей подражала вся страна. Забыв времена, когда королевских кровей Пясты и Ягеллоны не чурались носить овчины и шубы из волчьих шкур, каждый горожанин или служка, кучер или семинарист старался покрыть себе тулуп разноцветной дорогой материей. Обязательно скривиться на трактирщика, предложившего местное ягодное вино или мёд. Потребовать непременно венгерское…

«Все деньги ясновельможного пана и до последнего ремесленника идут на заморские вина, на сахарные сласти, на пирожные и паштеты. А на выкуп пленных и на охранение отечества у нас денег нет. От сенатора до семинариста все пропивают своё состояние, потом входят в неоплатные долги. Никто не хочет жить трудом, всяк норовит захватить чужое». (Стравольский)

Обязательные знания.

Шляхтич должен знать и постоянно демонстрировать — король… это никто. А право свободного запрета («либерум вето») на любом Сейме можно использовать даже без повода и объяснений. За малую мзду или по указанию магната «своей партии» десятилетиями волокитить любые законы и предложения центральной власти, устраивать «рокоши» и полную анархию, приглашать на правление хоть неведому зверушку заморскую, лишь бы не трогал панскую демократию.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Это вам не лапотная самодержавная Московия с её 1% аристократов во всём населении, Речь Посполитая на сотню «хлопов» имеет аж 10 гордых панов. Своих крепостных можно судить и казнить без оглядки, никому не давая отчёта. Даже выйти на большую дорогу, ограбить и убить любого «хлопа».

Чтобы осудить шляхтича, нужны неимоверные усилия и условия, которые складываются крайне редко, особенно в коронных землях. Иезуит Скарга с огромным удивлением докладывал в Ватикан:

«Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного хлопа всё, что он зарабатывает, но и убивает его самого, когда захочет и как захочет, и никто не скажет ему за это дурного слова».

Всегда и везде шляхтич должен требовать соблюдения своих неотъемлемых прав. Даже нанявшись простым жолнером в армию, забывать про веру и отечество, в том числе и на своей территории. Королевское жалование необходимо пропивать немедленно, чтобы наутро кричать на гетмана: даёшь «зимние квартиры», даёшь жалование не враз, а по четвертям каждую неделю.

Во время похода по коронным землям (у магнатов не забалуешь, прибьют немедленно за мародёрство) нужно обязательно составлять Конфедерации с требованиями на дополнительный кошт и выплаты, лучшие квартиры и более сытный котёл. Обязательно собрать с «хлопов» королевские доходы и налоги, даже если они не раз выплачены.

«На войну ли идут жолнеры — обдирают бедных людей; с войны возвращаются — то же самое; одна хоругвь придёт в село, грабить его, за ней другая, третья, и нет такого села, где бы не перебывало тридцать, сорок хоругвей. Люди плачут, кричат, разбегаются».

Шляхтич должен быть католиком или униатом, всячески выискивать крамолу в своей среде. Тех немногих «литвинов» аристократического происхождения, которые остались верны православию, не согласились с Брестской унией 1596 года.

Унию выдумали для схизматика-хлопа, простого народа, а настоящий шляхтич должен с уважением поминать имя Папы Римского всуе. При первом удобном случае грабить земли тех панов, кто потворствует православным, везде насаждать свою веру.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Если есть земля…

Вот тут начинаются главные проблемы шляхтича. Если он мелкий землевладелец, коих было большинство в Речи Посполитой. Уже не прибьёшься в приживалки к магнату, невместно. Надолго не покинешь свой хутор или поместье, алчные соседи немедля деревеньку разорят, отберут, хлопов ограбят. Нужно постоянно быть дома, всячески увиливая от военной службы. Без пана собственность растащат. Как выживать?

Для начала нужно вспомнить свои привилегии, потолковать с чиновниками, которые ознакомят со всеми местными сеймовыми постановлениями. Сколько дней барщины в неделю положены пану от здешних хлопов, как юридически чисто оформлять продажу или дарения крепостных. Какие кары и наказания практикуют в воеводстве. Главное — как увильнуть от налогов.

Это важный момент, поскольку объём панщины разнится в зависимости от региона. Самая страшная кабала для хлопа — это запад Украины, тут пять дней в неделю работали на шляхтича. Более-менее вольготное житье было в коронных землях и у магнатов Волыни или в Поднепровье. Там работали на пана 1-2 дня в неделю, но больше отдавали продуктов и денег.

Общегосударственный Сейм каждый год утверждал обязательный налог на одно домашнее хозяйство — «дым». Традиционно это было 15 грошей, или половина злотого. Если начиналась или велась война — размер налога увеличивали вдвое и втрое. А после победы Богдана Хмельницкого в Зборовской битве на Волыни собрали даже 4-кратный налог.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Много или мало эти 15 денежек значили для крестьянина? Трудно сказать, поскольку грош в разные годы содержал от 0,3 до 0,6 грамма серебра. Но покупательная способность всегда вращалась вокруг понятных товаров. Например, бочка моркови или воз ржи стоили 2 гроша, откормленный гусь — 5 грошей, поросёнок — 7 грошей. А главная кормилица крестьянина — дойная корова — аж 10 злотых (300 грошей).

Но это королевские деньги, шляхтич к ним отношения не имеет. Его задача только собрать, подымный налог отвезти в казну. Здесь можно схитрить и подкупить в воеводстве чиновника, снизить число «дымов» в поместье. Обычно (со ста дворов) шляхтичи утаивали треть. Но это капля в море, какие-то пять сотен грошей. Да ещё с рвачом-фискалом поделиться нужно!

Само собой, необходимо нагрузить крестьянина собственными налогами и поборами. Грань тут тонкая, как бы не разорить хлопов. Держишь вола — плати 10 грошей в год. Овёс повёз на продажу, вынь да положь на каждую меру полгрошика, за каждую курицу ещё 4-5 грошей. Не забудь про десятину со всего: хлебную, медовую, восковую, баранью, козью, свиную и даже рыбную. Хоть натурой, хоть по ярмарочной цене деньгами.

И работать должны побольше хлопы. Всю неделю желательно, воскресенье — это Господу положи (лично проверить нужно благочестие подданных!), а в субботу… на себя трудись. Не забудь отбывать тележную повинность (2 телеги со двора для панских перевозок) раз в год. Вот такая жизнь крестьянская была.

Хлоп — хитрое существо, деньги не любит на виду держать, если где грошик заработает — обязательно спрячет. Поэтому вздыхает шляхтич и не знает, что делать с этими возами ржи и овса, древесиной, мёдом, воском, шкурами, курями да гусями, шерстью, льном, вяленым мясом и рыбой, сырами и маслом.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Собирать эту натуру, самому подаваться в торговцы? Невместно, да и Статут 1588 года запрещает шляхте (под угрозой потери дворянства!) «ремеслом или кабаком жить и локтями мерить». Нанимать управляющего? Если «дымов» мало — нерентабельно. Но есть выход, под названием…

«Польский жид».

Это жутковатая придумка иезуитов, самый страшный инструмент подавления православного хлопа. Всего-то нужно съездить к местному католическому прелату и пошептаться. Это в куртуазных Европах от иудеев нос воротят, а здесь в хозяйстве сгодились. Через недельку приедет милый улыбчивый «жид» с бумагами на аренду местной развалюхи-церквухи и всего имения.

Приколотит гербовую бумагу на ворота храма, что с сего дня будут взиматься пошлины за крещение младенцев («дудки»), за венчание («поемщина»), за погребение и вообще любое богослужение, вплоть до исповеди. Это уже серьёзные деньги, «дудки» стоят 20 злотых, несколько лет мог хлоп собирать такие деньжищи, а его младенец оставался некрещёным.

Молодая пара невенчанной жила год-три. Это преступление, кстати. «Жид- арендатор», при полном одобрении пана, мог взять в залог имущество крестьянина. Распоряжаться безотчётно судьбами детей и жены «преступника противу христианской веры». А право арендатора имения… позволяло устанавливать самую страшную кабалу.

«Жид» получал от владельца право судить крестьян, брать с них денежные пени, казнить смертью за побег. Даже униаты приходили в ужас от такого святотатства: как можно «заблудших схизматиков», но всё-таки христиан — отдавать на полную волю иудеев!

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Но обще-польские Сеймы всегда отклоняли требования малороссийских казаков и даже униатских епископов. Ведь как удобно шляхтичу, когда чужими руками выколачивают огромные деньги там, где буйному пану даже не поблажится! Как копят годами хлопы злотые на крещения, венчания, отходные и причащения. Здорово, когда панский староста живёт душа в душу с жидом-подстаростой или арендатором.

Каждый год придумывают что-то свеженькое, раскапывают в решениях и постановлениях сеймиков новые источники дохода. Имеет шляхтич право на монопольную собственность мельниц, бань, прудов, ремесёл и скотобоен? Конечно.

А на «пропинацию», исключительное право шляхтича производить алкоголь? О, это вообще золотое дно, если обязать хлопов его выкупать. Закон такой: сколько пан выгнал, столько крепостные должны приобрести. Оно, конечно, опасно. Споишь народишко, кто работать будет?

Но право «пропинации» тоже возьмёт в аренду жид-корчмарь, авансом 200 злотых отсыплет за год. За пруды панские ещё по сотне, да за дорогу и мельницу с постоялым двором, за грибы и ягоды с хлопов грошей спросит, за дрова и соль, сено и мелкую рыбёшку из ставка, колодезную воду и топор железный в хозяйстве. Несть числа предпринимательским идеям жида-арендатора, всё для пана!

Но народ под арендатором часто бунтует, униатские священники ещё свою волынку тянут, жалуются постоянно. Тогда можно службой заняться. Занести королевскому кастеляну или воеводе мзды, стать сельским старостой в коронных землях, либо где управляющим. Тут раздолье полное, процент с прибыли большой, преференции для развития ремесёл, торговли, строительства.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Если сумел аккуратно и вовремя собрать арендную плату с хлопов да кварту на королевские гусарии — строй собственную купеческую или ремесленную цеховую корпорацию, организуй беспошлинно ярмарки, копай пруды да ставь таможни. Но без высочайшей протекции королевским старостой не стать, там обычно родственники самых главных магнатов сидят.

Можно по судебной стезе пойти шляхтичу, купить себе должность межевого «подкомория», подмаслив личной преданностью крупного магната. Если трудолюбив и активен, внимателен, образован и дотошен — золотое дно. Общественная казна платит немалое жалование раз в год, за каждый межевой знак 24 гроша положено. Пошлины немалые за судебные тяжбы, премии и взятки от выигравшей стороны рекой льются.

Главное — хорошо знать систему и перечень штрафов, их со времён Ягеллонов аж три сотни Сеймами принято. Да местными сеймиками не меньше. Никто не оспорит, подкормий — первая и последняя судебная инстанция. Одно плохо, ссориться с магнатом или богатой шляхтой в твоих подотчётных землях заказано. Нужно всерьёз делиться злотыми, иначе улетишь с хлебного места после первого же сеймика.

Если молод и горяч шляхтич, ступай на самую почётную службу в Речи Посполитой — военную. Конечно же, в кавалерию магнатерий и королевских гусарий. Только в мирное время рядовым можно 200-300 злотых за год получать. А война с грабежом и гарантированным местом для добытого барахла в обозе — это вообще божье благословление.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Если с хорунжим договорился и занимаешься вербовкой новобранцев — вот тебе ещё по 30 злотых за каждую голову. Но лучше отличиться на поле боя, это пропуск в высшее сословие, выгодный брак, офицерские и гражданские должности с собственной казной и постоянные «дарения» земли с хлопами от короля.

Но и минус один — необходимость иметь хорошего коня, доспехи, оружие, обязательно содержать оруженосцев и челядь. Риск тоже велик на войне. На жалование («артикуловий жолд») такие расходы не потянуть, магнаты и монарх подолгу служивым деньги задерживают, могут вообще «простить». Ну и куда несчастному шляхтичу деться? Только на хутор ехать, хлопов досуха выжимать…

-10

#шляхтичи #история польши #речь посполитая #хлоп #шляхта #униаты #польский жид #польская аристократия #панщина #история