Статья Ирины Млодик
В нынешнем нарциссическом обществе, где задачи раннего развития и обучения затмевают тревожному родителю взор на реальные потребности детей, так бывает трудно убедить взрослых в том, что потребность в творчестве — такая же естественная и неотъемлемая потребность, как и все остальные.
Более того, заглушить или покалечить творческое развитие ребёнка, его креативный потенциал легко, а вот с последствиями такого обращения с заложенным в каждом ребёнке неисчерпаемым ресурсом и родитель, и ребёнок могут столкнуться значительно позже.
Поскольку процесс творчества на символическом уровне несёт в себе столько важных функций:
- это средство для самовыражения и самопроявления,
- это и функция созидания, творения,
- это и возможность упорядочивать — творить из хаоса структуру,
то недооценивать важность этого процесса для развития ребёнка или просто человека было бы даже странно. Оставшаяся с нами после окончания детства наша способность творить — это лучшая профилактика против неутоляемой жажды потребления. Ведь альтернатива значительно интереснее: возможность наполнять свою жизнь процессом творчества и его результатами, возможность ощущать смысл своего бытия, испытывать от жизни удовлетворение, творя и созидая.
Не менее важно и то, что, творя, ребёнок или взрослый соприкасается с глубинными, глубоко символическими, бессознательными слоями своего «Я». Ведь для того, чтобы проявиться, чему-то требуется сначала «появиться» внутри как идея, потом «оформиться», то есть приобрести форму, воплотиться, а потом «назваться», то есть дать своё название воплощённому, потом быть замеченным и отражённым в чьём-то интересе и обсуждении, а если весь процесс ещё и завершается чувством присвоенности и удовлетворённости, то будьте уверены, что ваша психика совершила бесценную для вас работу.
Детское творчество как самотерапия
Для детей творческие занятия — это ещё и безусловная самотерапия. С детьми происходит так много всего в течение их бесконечного дня! Далеко не всё оказывается в поле нашего зрения: что-то ребёнок может намеренно нам не рассказывать, а когда-то и у нас не будет сил на вовлечённость в его жизнь и участливое внимание. Вот тогда-то и приходит ребёнку на помощь его собственная возможность творить. Любая игра, рисунок, слепленные из пластилина или из глины фигурки, детские спектакли, сценки, фантазии, придуманные сказки, сочинённые истории — бесконечны формы проявления детской способности помогать себе самому.
При условии, конечно, если в этот процесс не начинает вмешиваться не понимающий важности разворачивающегося перед ним таинства родитель, который скажет, что «солнце зелёным не бывает», или что «слоны обычно больше черепах», или «какой кривой дом у тебя получился», или «ну и почему ты всё время рисуешь принцесс, как маленькая».
Продолжение статьи на сайте
#площадка_статья #площадка_Млодик #местогдеможно