Найти в Дзене
Малые путешествия

Лесная река Ивница

Сегодня я вас познакомлю с самой чистой рекой Воронежской области, это река Ивница.

Самой чистой она является потому, что протекает большей частью по территории Воронежского биосферного заповедника и вдоль ее берегов нет ни одного населенного пункта. Нет людей, соответственно нет мусора и грязи.

На машине можно проехать только к устью реки, поэтому отправляюсь к ней на велосипеде. Ноябрь – очень удачное для этого время года. Густые заросли Усманского бора в летний период скрывают за собой от посторонних взглядов много интересного, а сейчас голый лес просматривается достаточно далеко и в лесу достаточно сухо, если сравнивать ноябрь с апрелем.

Два года назад у меня было первое мимолетное знакомство с этой рекой, когда без навигации немного заблудился в заповеднике. Но летняя Ивница не впечатлила, слишком сильно она заросла. Посмотрим, что можно увидеть в ноябре.

Воскресным пасмурным утром выдвинулся на велосипеде в сторону заповедника. После съезда с асфальта начинается красота нетронутого охраняемого леса. Через пару километров пути увидел мост через реку.

Сверху мост ремонтировали досками относительно недавно, но в основании он сооружен из дубовых бревен и лет ему очень много, под ногами он заметно раскачивался. Очень живописно он зарос мхом.

-2

Под мостом протекает небольшой, но быстрый ручей с прозрачной чистой водой.

-3
-4

Это и есть река Ивница в среднем своем течении.

-5

Стоит отметить, что протяженность реки составляет всего 23 километра.

Дальше мой маршрут проходит по правому берегу реки, вниз по течению. Дорога идет параллельно реке на некотором отдалении. Приблизиться к реке можно лишь в нескольких местах, большая часть поймы заболочена.

Стоило немного отъехать от моста, до слуха стал доноситься какой-то шум. Чем дальше – тем шум сильнее. Позже шум стал более различимым – это звук падения воды. Неужели водопад? Откуда он здесь?

Разжигаемый любопытством оставляю велосипед в кустах у дороги и пробиваюсь сквозь заросли кустарников и деревьев в сторону источника шума. Выхожу к реке и уже вижу место, откуда доносится шум падающей воды, но ветки не дают сделать фото. У реки замечаю упавшее и повисшее над водой дерево, пробираюсь по нему от основания ближе к верхушке ствола.

-6

С этого места хорошо видно источник шума – это бобровая плотина.

-7

Бобры-умельцы перегородили реку плотиной из бревен, веток и глины. Перепад уровня воды до и после плотины составляет около 0,5 метра.

-8

Удовлетворив любопытство неспешно возвращаюсь к велосипеду и начинаю замечать в лесу другие детали.

Сухое дерево, изрешеченное дятлом.

-9

Грибы, которые повсюду, но умело прячутся под листвой.

-10

Продолжаю путь. Встретился участок низового лесного пожара. Можно сказать, что некоторым деревьям повезло.

-11

На достаточно большом участке леса встретил ели, растущие вперемешку с соснами.

-12

Жителей северных регионов елью не удивишь, а для Воронежской области это редкое дерево, в лесу встречается не часто.

Иногда делаю остановки чтобы просто пройтись ногами. На земле лежит приятная мягкая подстилка их мхов, сухих листьев и иголок.

-13

Постепенно приближаюсь ко второй намеченной точке маршрута – снова мосту через Ивницу, теперь в нижнем ее течении.

-14

На болоте встретил редкую удивительную березу с тремя стволами.

-15

Здесь болота еще обширнее, в этом месте с конца 1940-х до 1975-го года велись торфоразработки.

-16
-17

Издалека снова доносится шум воды – опять проделки бобра.

В этом месте высота бобровых плотин меньше, но они охватывают большую площадь.

-18
-19

Масштаб бобрового строительства можно частично оценить по короткому видео. Некоторые плотины скрываются за камышом.

https://www.youtube.com/watch?v=C84vPN700Eg

Чтобы снять этот ролик, пришлось прыгать по кочкам в самый болотный эпицентр, насколько это было возможно.

После болот вышел к мосту.

-20

В этом месте река значительно шире, после моста образовался небольшой затон.

-21
-22

Сейчас мост представляет собой жалкое подобие моста, который был здесь ранее во время торфоразработок. Об этом говорят остатки кирпичных опор старого моста. Возможно это остатки опоры железнодорожного моста, здесь проходила узкоколейная железная дорога.

-23

Кирпич такой же, что использовался при строительстве Рамонского замка Ольденбургских.

В этом месте стоит остановиться на обед. Красивое место, вкусный перекус, что еще нужно для счастья?

-24
-25

Дальше снова были всякие разные болота, пока не выехал из заповедника.

-26

По дороге домой потратил еще пол часа времени в попытке выйти к самому месту впадения реки Ивница в реку Воронеж, но без сапог сделать это не удалось.

Видите деревья в левой части снимка?

-27

Перед ними и есть устье реки Ивница. Именно в этом месте в конце 17 века зародилась Ступинская верфь флота Петра 1. Хотя сейчас сложно представить, что по этим рекам могли ходить корабли.