Это кино претендовало на победу в Каннах в 2021 году. Приз дали тоже французскому эпатажному «Титану», а кино Брюно Дюмона осталось без награды. Наверно, из-за драматургической сложности и стиля, близкого к «постиронии» (что воспринимать не так просто, особенно при обсуждении общественно-политических вопросов).
Франс де Мер (Леа Сейду, Золотая Пальмовая ветвь за «Жизнь Адель») – топовая тележурналистка. Она всегда в центре внимания, популярность как у кинозвезды, и в целом все в порядке.
Разве что есть кризис в отношениях с мужем-романистом. Да еще инцидент на парковке: зацепила машиной молодого мигранта на скутере. Ничего серьезного, но вокруг Франс начинается разговоры, от которых фрустрации, самокопание и нечто вроде экзистенциального кризиса.
Персонификация страны
В оригинале кино названо «France», и не просто так. Франс де Мер персонифицирует Францию.
Франс экспрессивная, совсем как страна. Может хайпа ради надерзить президенту на прессухе, от чего тот неловко ерзает и многословно забалтывает тему. Ведет авторское шоу, ловко управляет в эфире спорами о политике, но сама не отвечает на вопрос: «Вы за левых или за правых?»
Франс, совсем как Франция, бестолково, но с пафосом посещает горячие точки, заигрывая с бородатыми дядьками с автоматами, которые якобы страдают от «правящих режимов». Делает сентиментальный репортаж с лодки с беженцами, а потом посмеивается за кадром, провоцируя пикеты на улицах. Дарит бомжам продукты, от которых те воротят нос.
Франс постоянно плачет, часто не в тему: в эфире, на съемках при стрельбе, под изумленными взглядами мигрантов. Чем чаще слезы, тем смешнее это выглядит, и сочувствия к ней – не больше, чем к миму на площади. «Ты, оказывается, несчастлива! – иронизирует мужик из социальных низов. – Чего реветь? Ты даже когда ревешь, красивая».
Франс всем нравится, совсем как Франция. Ее почти никто не понимает (да и она себя – тоже), зато все хотят сделать с ней фото на память. И рядом с ней даже те, у кого есть действительно серьезные проблемы, внезапно становятся инфантильными поклонниками.
Франция без иллюзий и идеалов
Фильм снимал Брюно Дюмон, автор скандальных «29 пальм» и черной левацкой комедии «В тихом омуте», работы которого получали второстепенные призы в Каннах. Экспрессивный автор, и его склонность к эпатажу не прошла. В новом кино, например, внезапно происходят драматичные события с родными героини, не обязательные по сюжету.
Но в целом здесь Дюмон не радикален, как раньше. Автор показывает Францию не в сиюминутном остром кризисе, вроде бунта «желтых жилетов», а в перманентном состоянии последних лет (до санитарных ограничений), когда «чего-то хочется, а чего не знаю», когда в обществе нет былых пассионарности, романтики, увлеченности левыми идеалами, да и с искусствами не лучший период.
Тут нет стандартной схемы про выгорание менеджера или медиа-звезды и катарсис через понимание жизни глубинного народа, участие в судьбе простого человека, как в соцдрамах. Это не сатирическое разоблачение бездуховности элит (при всем обилии саркарзма). И даже в драматургия не как в обычной драме: даже суровая кульминация принципиально не меняет ни героиню, ни мир вокруг.
«Работа есть работа, я принимаю ее такой, как она есть. Я не думаю о прогрессе и идеалах. Есть только настоящее, здесь и сейчас», – говорит Франс. Режиссер, иронизируя над всеми – от политиков до журналистов и мигрантов, как бы сообщает, что серьезно меняться Франс нет смысла, все-равно выйдет смешно и грустно.
Да и другой Франции у него для нас нет. Только такая – слегка запутавшаяся и эмоционально выгоревшая, но при этом не растратившая весь оптимизм и способность влюбляться.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!