Boeing YAL-1— экспериментальный боевой самолёт, созданный на базе гражданского самолета Boeing 747-400F. Самолет создавался в первую очередь перехвата баллистических и крылатых ракет с ядерной боевой частью. Перехватывать и уничтожать ракеты самолет должен был с помощью мощной лазерной установки. Программа была закрыта в 2011 году в связи с сокращением военного бюджета. Единственный посмотренный самолет в 2014 году был утилизирован.
Основные ТТХ:
- Длина - 70,6 м.
- Размах крыльев - 64,4 м.
- Площадь крыла - 560 м².
- Высота - 19,4 м.
- Максимальный взлётный вес - 396 890 кг.
- Максимальная скорость - 988 км/ч. ( на высоте10 700 м.)
- Максимальная дальность - 8230 км.
Самолет имеет 4 двигателя и может комплектоваться ращзличными типами двигателей: PW 4062, GE CF6-80C2B5F, RR RB211-524H. С тягой от 265 до 282 кН.
Самолет разрабатывался как один из элементов системы ПРО. Его задачей было сбивать летящие крылатые ракеты и боеголовки мощным лазером. Для этого на носу самолета была установленна мощный лазерный излучатель. По некоторым данным мощность лазера довели до 1 МВт.
Самолет учавствовал в различных испытаниях с 2007 года по 2010 год. В ходе испытаний 11 февраля 2010 года Американское Агентство противоракетной обороны, провело испытания боевого лазера в полёте по поражению баллистических ракет. Была осуществлена стрельба лазерной системы по двум целям, имитирующим баллистические ракеты на твёрдом и жидком топливе на разгонном участке траектории.
Испытания лазера воздушного базирования проводились на авиабазе ВМС США Пойнт-Мугу в Калифорнии. Баллистическая ракета с ЖРД стартовала с мобильной платформы в море. Поражение цели было осуществлено в несколько этапов. На первом этапе было осуществлено обнаружение цели с помощью бортовых сенсоров и сопровождение цели лучом лазера TILL. Затем был использован лазер BILL для оценки влияния атмосферы на точность попадания. После этого был произведен выстрел боевым лазером мегаватного класса на полную мощность, разогревший ракету до критической температуры и вызвал необратимое нарушение её конструкции. Сообщается о поражении цели (ракета находилась на активном участке траектории). С момента старта до поражения цели прошло около двух минут.
Программа изначально оценивалась в 2,5 миллиарда долларов. В итоге полная стоимость проекта оценивается в 7–13 млрд долларов. мамолет был списан из а чрезмерной дороговизны позже утилизирован.
Самой главной проблемной лазерного оружия являются источники энергии. Пока не разработают мощный легкий и компактный источник энергии, ставить боевые лазеры на самолеты бессмысленно. Так же бессмысленно пытаться на боинге 747 догнать крылатую ракету и сбить ее, хоть и при помощи супер лазера. Все эти американские эксперименты, конечно, двигают вперед науку и это правильно! Но тенденция начинать заведомо провальные проекты у них есть. Проваленных проектов много: зумвальт, универсальная платформа для бронетехники, ф-22 (ну его прям провалом назвать нельзя но самолет не строят, по причине отсутствия противника), Ф-35 который имеет кучу недостатков, рельсотрон и еще много чего.
На мой взгляд пихать лазер в самолет было изначально провальной идеей, наверно нужно было довести его до ума на земле, сделать компактным и мощным а потом толкать в самолет. Но американцы видимо посчитали иначе. в итоге миллиарды на ветер. Ну да ладно не нам считать их деньги.
В России тоже разрабатывается самолет с лазером на борту, называется А-60. но в отличие от американского брата он проектируется для космоса, а на самолете только испытывается. Но это уже совсем другая история.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. ваша активность это единственное что двигает канал вперед. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.