И, наконец, приехали. Дальше некуда. Огромную Россию в наши дни стали называть "экономическим пигмеем с ядерной дубиной". Обиднее всего, что это, безусловно, соответствует действительности. Нечего и возразить. И, разумеется, возражать не стоит. Дело ведь не в словесных перепалках и не во взаимных претензиях. Дело в том, что мы как страна подошли к краю пропасти и заглянули в самую бездну, в которую нас и влечет практически неудержимо. Шансов удержаться на краю почти нет. Впереди скорее всего - свободное падение и распад.
Российскую империю, по-видимому, ожидает участь Древнего Рима, империи Карла Великого, Византии, Австро-Венгрии или Блистательной Порты периода их заката. Мы с очевидностью не сумели вписаться в современный мир, требовавший от нас глубинной модернизации. И, конечно, уму непостижимо, что ради такого жалкого финала нашему народу многие века приходилось очень трудно жить. Практически всю свою историю наш народ не жил, а выживал: "Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси!"
И в советский период, как и за последние тридцать лет, трудно найти хотя бы кратковременные промежутки, когда русскому народу не надо было терпеть, переживая многочисленные "трудности". Их всегда хватало. То недород, то очередное нашествие, то холера, то тиф, то революции и бунты, то вообще - иго.
Окидывая в целом историю страны, можно признать мнение, согласно которому Бог Россию любил, как Он любил Израиль и Древний Рим. Не зря предки наши величали Москву "Третьим Римом". Какие бы беды и несчастья ни обрушивались на Русь, сколь бы ни казалось безнадежным положение ее, страна всенепременно находила в себе силы возродиться из смуты, как феникс из пепла, и даже становилась еще могущественнее.
Но на сей раз чуда, по всей видимости, не произойдет. Как не произошло его с Византией. Господь любит упорных, но не глупых, не жадных и не слепо упертых. Тупорылость современной власти обусловлена тем, что она до сих пор поклоняется исключительно голой силе, не желая понять, что ее время окончательно прошло. Голая, грубая сила в наши дни - это полный отстой. Она подобна тем мечам, лукам и стрелам, с которыми детишки сражаются в компьютерных играх на псевдоисторическую тематику. В реальной жизни этим уже ничего не добиться. Миром правят другие стимулы и совершенно иные интересы. Нужны новые подходы и инструменты. Но именно в данном отношении Россия серьезно отстала и продолжает отставать с каждым годом, упорно не желая этого понимать и принимать.
Большую часть второй половины ХХ века российское начальство все те трудности, которые омрачали существование масс, списывало на Вторую мировую войну. Мы понесли самые тяжелые потери и поэтому, дескать, нечего рассчитывать на легкую жизнь. Тем более, что реакционные круги Запада, развязав "холодную войну", вынуждали СССР принять вызов и тоже участвовать в крайне дорогостоящей "гонке вооружений".
Сейчас эти аргументы не стоят и выеденного яйца, хотя мы все еще используем тему Великой Отечественной войны. Но уже в качестве наивысшего достижения СССР и советского народа, сумевшего не только выстоять в этой самой беспощадной из войн, но и внесшего наиболее значительный вклад в разгром германского фашизма. Да, конечно, это был великий подвиг наших предков. Но он ни в коей мере не объясняет истинных причин, отчего мы оказались теперь в столь глубокой заднице.
Столь же нелепо во всем винить только власть. Многие ее инстинкты и рефлексы, разумеется, носят антинародный характер. Чванство, хамство, высокомерие, презрительное отношение к нижестоящим и даже явное равнодушие к людям - это не только признаки не очень большого ума и крайне низкой культуры власть имущих. Это - различные формы страха, а то и ужаса перед безликими и в основном молчаливыми массами. Знает кошка, чье мясо съела. За чей счет ей удавалось вполне благоденствовать и шиковать.
Никакая власть, однако, не может действовать сколь-либо долго вне рамок того, что дозволено менталитетом всего народа. Вся Россия, несомненно, сбилась с пути, выбрав ложные ориентиры. Маршрут нашего навигатора оказался ведущим в тупик. Почему это произошло и что стало реальной причиной ошибочного выбора, принятого всем народом? Что определило специфику нашей национальной особенности, то бишь пресловутой "русской самобытности"?
Не разобравшись в этом вопросе, мы не тронемся с места. Даже пытаться не стоит. Любое неосторожное, неосмысленное движение может привести к реальному ухудшению нашего и без того ахового положения. Это уже - факт очевидный, не требующий доказательств. И если у нас еще имеется хоть какая-то надежда выбраться из тупика, мы должны разобраться сами, в чем дело? Что же такое засело в наших головах, что упорно заставляет нас плутать под руководством бессчетных Швондеров и Шариковых? Что именно век тому назад профессор Преображенский предлагал своим соотечественникам-современникам выбивать с помощью тумаков по собственным затылкам?
Перебирая в уме возможные варианты ответа на этот вопрос, невольно приходится возвращаться к мысли, что основная специфика нашего национального менталитета обусловлена его "соборностью". То есть мы редко рассматриваем себя как определенное число самостоятельных, не похожих друг на друга индивидов. Мы склонны воспринимать самих себя именно как "народ", как совокупность неких существ, лиц которых нельзя рассмотреть да и не имеет смысла рассматривать. Ленин очень любил выражения "массы" и "народные массы", приучив и нас часто оперировать ими.
Вся история Руси-России приучила нацию воспринимать себя в качестве коллектива. Наши предки привыкли справляться с бедами и несчастьями не в одиночку, а "всем миром". Община издревле играла на Руси очень важную хозяйственную и социальную роль. За многие десятки поколений в нас развился "ген соборности". Сейчас его называют "коллективизмом". Именно этот ген и обусловливает наше резко отрицательное отношение к любому человеку, желающему выделиться из толпы, из массы, из "среды", поднявшись над ними.
Причем особую неприязнь вызывают отнюдь не личности, которые при помощи своих связей, ловкости рук, гибкости стана, а то и голой силы стремятся получить как законные, так и незаконные преимущества над окружающими. Самую жгучую, неподдельную зависть испытывают у нас к людям, стремящимся "прорваться" только собственными силами, своим талантом и работоспособностью. Именно последних у нас в народе было принято называть "единоличниками", "выродками", "отщепенцами" и "выскочками". А когда к чувству личной классовой ненависти приплели еще и идеологическую подоплеку, появились "отступники", "враги народа", "предатели Родины".
Нельзя сказать, что коллективизм - это исключительно негативная черта национального характера и мироощущения. В значительной мере этот ген помогал народу в годы бедствий вырабатывать необходимое чувство локтя и общности. Но, с другой стороны, стремление воспринимать этот императив исключительно как благо глубоко порочно. Оно непременно приводит к идее полного превосходства коллективного, общественного надо всем личным и частным.
Данный тип мышления в определенной мере соответствовал реальности эпохи пирамид и каналов. Это когда в трудовом процессе на общественно важных работах участвовали тысячи и тысячи людей, собранных вместе, чтобы использовать их мускульную силу, как и силу животных, для того, чтобы приводить в действие громоздкие механические приспособления, а также использовать примитивные ручные инструменты. Сейчас мы давно уже вступили в эру электрической и ядерной энергетики, когда главную роль играет не мускульные усилия миллионов человек и даже не машины, работающие на пару, на бензине или на электричестве, а умственные способности интеллектуальной, изобретательной личности. Это и есть тот крохотный ядерный реактор, сумма которых приводит в действие всю глобальную систему современной товарной экономики. Не освободив человека от всех видов гнета и не поставив его в центр современного общественного устройства, никакое государство не способно "подняться с колен" своей собственной ущербности и дремучести.
Нынешняя российская "соборность" - это крест на нашей способности развиваться и достигать прогресса.