Часть первая – «побеждает тот, у кого больше данных!»
Современный человек не является свободной и автономной единицей в устройстве капиталистического (а также социалистического или иного другого) мира с его кооперативной иерархией, социальным расслоением и долговыми обязательствами. Свободными мы не являемся ни от своего начальника, ни от своего банка, ни от своих арендодателей, ни от членов семьи, детей и т.д. Мы повязаны обязательствами, долгами, кредитами, дедлайнами и прочими кандалами, в которые попали в своей безвыходности перед реалиями капитализма, в котором либо все сразу, либо ничего вообще. Ты можешь выбрать только тот вид деятельности, который обещает тебе стабильный доход, независимо от того, нравится тебе этот род занятий или нет, приносит внутреннее удовлетворение или нет, развивает как личность или нет.
Мы существуем в иллюзии отложенной жизни, что когда-то там наступит удовлетворение – я заработаю (или накоплю) много денег, стану свободнее и независимее, выберу себе деятельность по душе и буду развиваться, а пока надо потерпеть, поднатужиться, «заслужить» себе ту жизнь, о которой грежу денно и нощно. Но, даже если мы становимся успешнее в своем нелюбимом, но перспективном деле, зарабатываем больше, получаем больше возможностей и связей, мы не замечаем, как прямо пропорционально увеличивается груз наших обязательств, сложность социальных взаимоотношений и, вместе с тем, наши собственные аппетиты – поэтому, кажется, что то самое светлое будущее так и не наступает, но вот-вот, еще чуть-чуть, и оно будет, осталось потерпеть еще немного, сейчас «финишная прямая»!
Но, увы, нет. Чем богаче и выше по статусу мы становимся, тем сложнее нам приходится жить, тем меньше мы спим и больше напрягаемся, хоть нам и становятся доступны более «качественные» способы расслабления – и они быстро надоедают, и нужно всегда «что-то еще». Это нерушимая капиталистическая парадигма неудовлетворения, и на этом строится весь современный рынок и пресловутая «американская мечта». Можно посмотреть глубже и увидеть, как заложена в нас, в устройстве нашего мозга максима неудовлетворенности, вкрапленная в нашу природу самой эволюцией нейронными нитями и помогающая выживать более продуктивно. Наверно, неспроста человек – самое сильное животное на Земле и одновременно самое несчастное, страдающее депрессией, тревогой, неврозами и эскапизмом. Но это тема для другого исследования – человека в отдельности от экосистем, в которых он жил, живет и может жить в разные времена и при разных условиях. Сейчас нам важно понять, почему мы несвободны в рамках текущей денежно-монетарной системы и как нам получить свободу над собой и своей жизнью.
Возьмем, например, ситуацию с набившим оскомину COVID-19. Появился вирус, который очень легко распространяется от человека к человеку, несет в себе угрозу жизни и его тяжело обезвредить, так как он постоянно мутирует. Мы не знаем, откуда он появился, мы не знаем, что он из себя представляет, мы не знаем, во что он превратится в будущем и как с ним можно эффективно справляться. Одни люди в страхе бегут вакцинироваться, другие с недоверием бойкотируют. Но и те, и другие – лишь от неведения. Никто не понимает, что происходит, что делать и что будет потом. Информация о вирусе меняется чуть ли не каждый день, возникают новые штаммы, распространение происходит, несмотря на вакцины, маски и все новые и новые ограничения. Но по-прежнему все остаются в неведении, в страхе и подавленности от тотальной нестабильности и неопределенности. Почему так происходит? Потому что у простых людей нет доступа к информации, к достоверной информации, кроме вторичных новостей, публичных заявлений властей и конспирологии на Youtube.
Кто обладает всей информацией? Те, кто имеет доступ к BigData, как минимум – крупные корпорации, банки и государства. Что это? BigData – это массивы данных большого объема. Почему у корпораций, банков и государств есть доступ к этим массивам данных? Потому что они обладают:
-Во-первых - возможностями поддерживать обработку таких больших объемов данных при помощи мощного дорогостоящего оборудования;
-Во-вторых – нашим с вами согласием на обработку персональных данных (системы защиты мобильных устройств, соцсетей и банковских счетов);
-В-третьих – биометрическими данными, собираемыми со своих подчиненных сотрудников, клиентов или граждан.
Все эти три компонента дают возможность корпорациям, банкам и государствам манипулировать данными, либо извлекать их из любых событий, зачастую – не самых положительных. Пандемия здесь наилучший фактор сбора таких больших объемов данных. Если вам все еще не стало понятно, к чему я веду – так это к тому, что любая корректная информация о вирусе не должна быть доступна простым гражданам. Изображая собственное неведение, якобы только ради большего понимания вируса и его поведения, власть (и капиталы) имущие элиты, удерживая, при этом, остальное население планеты в страхе и неведении, получают от нас массы все больших и больших наших персональных, а порой и очень персональных, биометрических данных. Обновляя BigData этими данными, корпорации получают лучшую статистику для своего торгового и информационного влияния, банки привязывает своих клиентов к себе все крепче, а государства получают доступ к неограниченному контролю над населением.
Вот, что говорил известный публицист и военный израильский историк Юваль Ной Харари, автор бестселлеров «Sapiens» и «Homo Deus» в своем выступлении на саммите в Давосе:
«Как именно будут выглядеть будущие хозяева планеты? Это будут решать те, кто владеет информацией. В руках тех, кто будет ее контролировать, будет контроль за жизнью на планете. Информация – самый важный актив в мире. Не земля, как в древности, не промышленное оборудование, как в последние пару веков. Что же произойдет, если слишком большое количество информации будет сконцентрировано в руках маленькой кучки избранных? Человечество разделится. Но не на классы, а на различные виды.
Информация так важна, потому что мы достигли точки, когда можем «взламывать» не только компьютеры, но и человеческий организм. Для этого нужны две вещи: большая вычислительная мощность и огромный объем данных, в частности, биометрических. До сегодняшнего дня ни у кого не было этих ингредиентов для «взлома» человечества. Даже КГБ или испанская инквизиция, имеющие возможность наблюдать за людьми круглосуточно, не могли этого».
Теперь становится предельно ясно, какую роль играет информация в укреплении нашей несвободы и нашей зависимости от неких элит. Не обладая необходимым инструментарием и согласованностью, большинство населения планеты ежесекундно теряет все больше и больше свободы, ибо вскоре корпорациям, банкам и государствам станет о нас известно больше, чем нам самим. Ведь в этой груде информационного мусора, в котором нам все труднее и труднее разобраться, будет притупляться и наше индивидуальное чувство приоритета, предпочтения и настоящего понимания, что же на самом деле «я хочу». Сейчас все больше и больше людей толком не знает, что оно хочет, если вычесть текущие базовые и биологические потребности.
Человек теряется в толщах инфопада данных, рекламы, ссылок и рекомендаций. Поэтому так охотно пользуется подсказками алгоритмов, чтобы долго не думать и глубоко не разбираться. Будто бы весь мир на ладони – только открой, кликни и обретешь именно то, что тебе постоянно нужно и будто бы необходимо. Но никто из пользователей онлайн-сервисов или простых покупателей в магазинах не задумывается – «а почему я это хочу?». Мы выбираем, что купить, но не выбираем, что захотеть купить. Желания будто бы в нас уже встроены, и нам остается кликнуть лишь на то, что уже предложено, и нам будто бы и не нужно ничего больше.
Дело в том, что еще до активно нарочитого внедрения биометрии в обиход социальной инженерии, рекламщики и государственная пропаганда научились влиять на наши желания и предпочтения, предлагая своему потребителю далеко не широкий и заранее выверенный спектр товаров, услуг и идей. На самом простом примере – когда государство в своей идеологической борьбе с другим государством предлагает своим гражданам выбор между «своими» и «врагом». Когда все «наше» - наилучшее и правильное, а «их» - заведомо вредоносно и лживо. Пропаганда хорошо работала и работает на то, чтобы именно так это воспринималось. Перед нами типичная дихотомическая поляризация, в которой человек выбирает априори то, что желаемо предлагаемой стороне. У Нео с его двумя таблетками выбор также невелик, ибо уже было сказано в той же «Матрице», что «выбор – это иллюзия». Корпорации действуют более изощренно, но по той же схеме – ты выберешь непременно то, что им нужно, и больше ни о чем даже не подумаешь, кроме предложенной палитры «выбора».
Теперь представим на минуточку, что будет с нами и нашей пресловутой «свободой выбора», когда технологии влияния на спрос и лояльность дойдут до своей пиковой прогрессии, и наши дорогие корпоративные элиты и, простите меня, государственные управленцы научатся не просто манипулировать нашими желаниями и предпочтениями через рекламу и пропаганду извне, но и напрямую менять их, получив доступ к нашей биометрии, что значит – к нашим телам, более того – к нашему мозгу! Конечно же под сладким соусом «глобальной биологической безопасности перед лицом новых эпидемий и террористических угроз».
Переходным звеном к этой информационной диктатуре станет (или уже становится) период «считывания» наших чувств и эмоций, а начнется он с элементарных датчиков нашего пульса, температуры тела и состава крови. Именно эти индикаторы и определяют, что мы ощущаем в момент получения определенного типа информации и когнитивной регистрации текущих событий – какие реакции возникают в нас от знакомства с определенными товарами, от получения определенных рекомендаций и от прослушивания речи тех или иных политиков. Они будут знать о нас все. Затем элиты получат доступ к пониманию того, как устроены наши эмоции и чувства, так как они, по своей сути, являются алгоритмами, которые можно внимательно изучить, получив доступ к их наблюдению, а затем и вовсе взломать.
Теперь всем стоит задуматься – как же нам не позволить BigData управлять нашей жизнью и, что более важно, как препятствовать глобальной централизации в одних руках этого огромного объема данных. Мы ведь даже не задумываемся об этом, когда разрешаем каждому новому установленному и безобидному на первый взгляд приложению на своем телефоне получать доступ к данным нашего телефона, геолокации, банковскому счету и другим личным сведениям. Нам кажется это удобным, теперь будет казаться еще и полезным для всеобщей безопасности, а затем покажется и вовсе необходимым – без этого невозможно будет ничего купить, продать, куда-то добраться или даже что-то узнать.
Мы привязываем везде свои данные, не замечая, как мы привязываем себя к паутине взаимозависимости от структур, цель которых всегда состоит лишь из набора самых глубинных инстинктов – выгода, власть и влияние. Мы бы могли сказать – ну и что? Мне плевать, кто за мной следит, все обо мне знает и предлагает мне что-либо сию секунду через алгоритмы таргетинга, даже если я это и не искал, но произнес вслух! Какая мне разница? Я ничего «такого» не замышляю, не делаю, не говорю ни о чем запретном. Пусть следят – я не боюсь! Главное не лезьте мне в душу и в мой кошелек!
Но дело-то в том, что в кошелек к нам уже давно залезли, да и кошелек этот давно уже не «наш», он принадлежит банку, а деньги, поступающие на него - корпорациям, на которые мы работаем и тратим деньги эти на товары других корпораций, и все это под чутким надзором государства, чтобы никто не вырвался из сети и не перестал быть всего-навсего проводком в этой сети, ее передатчиком, энерго-проводником. Каждый «свободный гражданин», «клиент» или «сотрудник» - есть ни что иное, как звено информационной цепочки, через которую сочится поток ресурсов и данных, чтобы система могла сама себя через него поддерживать. И что касается вторжения «в душу» - выше уже упоминались возможности биоинженерии, при помощи которой нашими желаниями уже возможно будет управлять напрямую, и у нас не останется уже собственной воли что-либо выбирать или тем более изменять. Нашу жизнь уже выбрали за нас, и бежать нам некуда.
И выбрали все за нас – не забываем – люди, ведомые самыми фундаментальными инстинктами животного мира – к выгоде, власти и влиянию. То есть, далеко не самые одухотворенные, нравственные и честные люди на Земле. Скорее – наоборот, настоящие хищники и человеконенавистники, учитывая ту легкость с которой они руководят кризисами, революциями и войнами с их обездоленными, жертвами и разрушениями! Разве можно ждать от них какой-то заботы о нас - «простых смертных», к которым они относятся как к собственному «поголовью» или «единицам», бездушным числовым значениям! «Плюс/минус сто миллионов» - неважно, когда на кону мировое господство!
Но что тогда мы с вами можем предпринять? Как противостоять этому информационному гегемону? Как избежать контроля извне над своим телом и сознанием? По крайней мере, максимально беречь свои личные данные, избегать приобщения к системе биометрического контроля, не позволять никаким сервисам запоминать наши пароли и данные паспорта, меньше реагировать на рекомендации таргетинговой рекламы и меньше привязывать свои счета ко всем онлайн-сервисам подряд. Мы мало что можем сделать для своей независимости в мире информационного тоталитаризма, но хоть что-то непременно должны, и лучше прямо сейчас, потому что потом будет поздно – мы внезапно забудем то, о чем я сейчас говорил, не задумываясь перейдем по ссылке рекомендации яркой таргетинговой рекламы, воспользуемся удобным сервисом доставки и уснем в сладком упоении иллюзией комфорта, безопасности и свободы в своей капсуле с красным киселем и присосками от десятка проводов по всему телу…
p.s. разумнейшие из нас найдут способ сделать BigData децентрализованной, самые смелые найдут в себе храбрости потребовать реализации такого проекта у элит и самые благородные смогут его корректно и безопасно осуществить. Кто ты из них?