Онегинская строфа – уникальное явление в русской литературе. Это сонет (14строк), которым написано всё произведение, кроме Писем Татьяны и Евгения и песни девушек, которые поют в момент, когда главная героиня ждёт Онегина в саду. Онегинская строфа сочетает в себе все виды рифмовок (сначала перекрёстная, затем смежная, затем кольцевая и куплет (двустишие)). Пример:
I
"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!"
С какой целью поэт, написавший роман излюбленным стихотворным размером – четырёхстопным ямбом, придумал для него особую строфу?
Прежде всего, она помогала автору подчеркнуть «свободный» характер повествования, передать впечатление непринуждённого разговора с читателем.
Такая строфа не утомляет внимание, потому что каждый раз звучит по-разному.
Являясь относительно законченной по теме, онегинская строфа давала автору возможность с лёгкостью переключаться с одной темы на другую, помогала переходить от описаний и рассказа о событиях к лирическим размышлениям или высказываниям личных переживаний.
Почему же эти три элемента выбиваются из общей строфической организации?
Они занимают всего лишь 174 стиха. Несмотря на малую долю, значение их в структуре сюжета весьма велико.
Текст «Песни девушек» помещен между 39 и 40 строфами третьей главы; это — единственный фрагмент романа, написанный не 4-стопным ямбом, а 3-стопным хореем.
Слово «девушка», стоящее в заголовке «Песни», во времена Пушкина имело несколько лексических значений. Во-первых, это слово (с ударением на первом слоге «де/вица») подразумевало крепостных девушек, служанок; но «девушка» (с ударением на втором слоге «деви/ца») могло означать и юную особу, незамужнюю женщину. Таким образом, уже даже самим заголовком «Песни» Пушкин подчеркивает ее тесную связь с образом Татьяны, и имя которой было простонародным, и сама эта незамужняя девушка жила ожиданием своего счастья.
Художественное своеобразие «Песни девушек» роднит ее с оригинальными русскими народными песнями. Здесь есть и связь с природой («Закидаем вишеньем,/ Вишеньем, малиною,/ Красною смородиной…»), и широкая распевная мелодия, чему немало способствует ряд стиховедческих особенностей (длинные стиховые окончания (клаузулы) в каждой из восемнадцати строк; семнадцать пропусков ударений - по одному в каждой строке, за исключением последней («Игры наши девичьи»), и сочетание мажора и минора (смена тональности особенно выражена в завершающей части «Песни»: «Не ходи подслушивать/ Песенки заветные,/ Не ходи подсматривать/ Игры наши девичьи»). Таким образом, можно сказать, что «Песня девушек» выполняет эстетическую функцию: происходит приобщение читателей к духовному миру и переживаниям русского народа, постижение тайн его души. Эту песню можно рассматривать отдельно как художественное произведение, и оно поэтично и прекрасно!
Пушкин говорит о том, что свою песню девушки поют во время сбора ягод:
В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели…
И тут же сам (с помощью вставной конструкции) объясняет причину такого поведения:
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)
Значит, можно сказать, что «Песня девушек» указывает на особенности русского быта первой половины XIX века. Дело в том, что во времена Пушкина девушек-служанок заставляли собирать созревшие ягоды с кустов - урожай в барском, помещичьем саду. Но для того, чтобы во время сбора девушки не клали вкусные и ароматные ягоды в рот, их заставляли петь во время сбора урожая. Поэтому можно отметить, что «Песня девушек» подчеркивает также и широту интересов автора «Евгения Онегина»: Пушкин прекрасно знал не только быт столичных и сельских дворян (вспомним хотя бы описание одного дня из жизни Онегина в первой главе романа или рассказ о провинциальной жизни помещиков Лариных), но и разбирался в деталях народной жизни.
Также хочу подчеркнуть, что «Песня девушек» позволяет автору показать многообразие человеческих характеров и судеб и ярче выразить антитезу: глубокие переживания Татьяны противопоставлены холодному расчету ее матери. Вот как по этому поводу пишет филолог Н. Долинина в своей книге «Прочитаем «Онегина» вместе»: «В жизни часто случается такое: горе перемешивается с радостью, возвышенное с низким, громадные трагедии с мелкими расчетами... Татьяну волнует одно: что скажет ей Онегин. А вот мать Татьяны обеспокоена совсем другим: чтобы все ягоды были собраны, чтобы ничего не попало крепостным девушкам».
Кроме того, «Песня девушек», по моему мнению, выполняет и символическую функцию: она тесно связана с переживаниями Татьяной Лариной. Татьяна грустит и тоскует, ожидая ответ Онегина на свое письмо. Ответа не было два дня, которые показались Татьяне вечностью. На третий день приехал Ленский и на вопрос девушки «Скажите: где же ваш приятель?» ответил, что обещал приехать сегодня. Вечером Татьяна стояла перед окном и на затуманившемся стекле «прелестным пальчиком писала заветный вензель О да Е». Когда она услышала топот коня и увидела, как во двор въезжает Евгений, то через другие сени убежала в сад и, обежав его почти весь, села на дальнюю скамью. Она вся дрожит от страха, «что подумал он». И тут Татьяна как раз и слышит «Песню девушек». В ней говорится о молодце, от которого девушки разбегутся, если он подойдёт посмотреть на их игру-хоровод. Эта песня словно предупреждает Татьяну бежать от Онегина. В песне-символе есть такие строки: «Разбежимтесь, милые…». «Песня девушек», хотя Татьяна и не очень внимательно ее слушала, всё же успокоила девушку, трепещущую перед встречей с Онегиным. Автор сравнивает ее в эту минуту с бедным мотыльком, которого пленил школьный шалун, и с зайчиком в поле, который видит стрелка в кустах. Когда успокоившаяся Татьяна встала и повернула в аллею, то прямо перед ней
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Таким образом, в тяжелейшую для нее минуту разговора с Онегиным после получения им объяснения в любви Татьяной Пушкин не оставляет свою любимую героиню одну: он незримо присутствует рядом с ней, словно оберегая и поддерживая ее. И помогает понять такое авторское отношение к Татьяне Лариной в том числе и «Песня девушек».
Подведём итог: «Песня девушек» нарушает строфическую организацию текста потому, что Пушкин хотел подчеркнуть её важность. В песне раскрывается простота, народность Татьяны, сами читатели с помощью нее приобщаются к духовному миру и переживаниям русского народа, постигают тайны его души. Она выделяет и широту интересов автора «Евгения Онегина»: Пушкин хорошо разбирался не только в быту столичных и сельских дворян, но и в деталях народной жизни. «Песня девушек» указывает на особенности русского быта первой половины 19 века, даёт возможность показать автору многообразие человеческих характеров и судеб и ярче выразить антитезупереживаний Татьяны и расчета ее матери. Также «Песня» как бы предупреждает Татьяну о том, что ей нужно бежать он Евгения, к тому же успокаивает девушку.
Не «Онегинской строфой» написаны также и оба письма главных героев, они выделяются из текста романа, что придаёт им особую лиричность, человечность, большую реалистичность. Письмо Татьяны восхищает своей простотой, искренностью, чистотой. Письмо Онегина заставляет задуматься об упущенных возможностях в жизни, о хрупкости человеческого счастья.
Оба письма наполнены искренним, глубоким чувством. И Татьяна в письме Онегину, и Онегин в письме Татьяне признаются, что живут и дышат одной любовью. Оба боятся, что письмо может вызвать «презренье» адресата, и оба в конце вверяют себя чести и воле любимого (любимой). Обоим тяжело признаваться в своих чувствах, но они не могут сдержать их. В письмах открывается глубокий внутренний мир, острые переживания тех, кто их написал, что очень важно выделить автору.
В то же время, письма различны по форме. Письмо Татьяны — юной, неопытной девушки, знающей жизнь только по романам — наполнено литературными штампами: «то воля неба: я твоя»; «души неопытной волненья»; «до гроба ты хранитель мой»; «кто ты, мой ангел ли хранитель, / или коварный искуситель». Но в нём прорываются и «личные» нотки — Татьяна пишет о скучной деревне, о простодушном гостеприимстве, о своём одиночестве и страданиях.
Письмо Онегина, напротив, написано простым, живым языком. Оно начинается воспоминаниями Онегина о его первой встрече с Татьяной, о гибели Ленского, которая их надолго разлучила. Письмо наполнено мучительным раскаянием человека, который слишком поздно осознал, как важно любить, сострадать и чувствовать, который понял, что безнадёжно упустил своё счастье. Теперь свобода «постыла» ему, он устал от «вольности и покоя» и ищет счастья. Он не требует от Татьяны взаимности, он лишь молит:
...чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен.
Что с вами днём увижусь я.
Евгений страдает, «томится жаждою любви» и, кажется, не осознаёт, что то же самое чувствовала и Татьяна, когда писала ему. Он признаётся в письме, что вынужден ежеминутно притворяться, «притворным хладом вооружать и речь и взор», когда ему хочется припасть к ногам Татьяны и открыться ей.