Найти тему

Симбиоз прагматизма и добра даёт поразительный результат

Оглавление

Вы знаете, что такое социальное предпринимательство? Есть, конечно, этому термину официальное определение, условия прописаны в статьях федерального закона. «Предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества» — это если кратко. И не будь погружения в тему, пусть пунктирного, в рамках пресс-тура, наше отношение к происходящему за границами казённых формулировок оставалось бы позитивным, но несколько отстранённым.

На данный момент в Крыму 114 субъектов малого и среднего бизнеса оформили статус социального предприятия, 44 владельца в прошлом году получили от государства гранты на общую сумму 20,2 миллиона рублей. Кроме того, свои продукты предоставляют фонды — микрофинансирования и Крымский гарантийный, помогает Центр инноваций социальной сферы при Фонде поддержки предпринимательства РК.

Здесь говорят: в первую очередь нужно быть ребёнку другом
Здесь говорят: в первую очередь нужно быть ребёнку другом

Кто же эти люди и чем заслужили такое внимание? Центр инноваций познакомил крымских журналистов с некоторыми получателями грантов и победителями Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года». И теперь мы точно знаем, насколько это важно — социальное предпринимательство.

«Симбиоз желания заработать и благотворительности, когда люди занимаются бизнесом и при этом помогают государству решать социальные проблемы» — так кратко охарактеризовала данную, деятельность начальник управления Минэкономразвития РК Татьяна Пошукайло. От себя добавим: иногда это получается просто великолепно.

Территория полноценной жизни

— Существует четыре критерия, по которым дают статус социального предприятия — мы проходим по всем, — рассказывает основатель логопедического центра «Территория речи» Оксана Исакова. — Занимаемся с детьми-инвалидами, у нас работают родители детей-инвалидов и сами мамы с инвалидностью, мы предлагаем продукт для инвалидов. Не знаю, кто может быть более социальным, чем мы. Благодаря Центру инноваций социальной сферы, который нам помогает, мы дважды выигрывали гранты. Первая субсидия была как раз после карантина, и нам это очень помогло, просто спасло. Сейчас получили второй грант — чтобы могли помогать не только крымчанам, но и нуждающимся в коррекции детям со всей России, организовывать лагеря для двухнедельного интенсива.

О. Исакова
О. Исакова

В «Территории речи» с детьми и подростками с проблемами речевого развития, эмоционально-волевой сферы, поведенческими расстройствами работают психологи и врачи, занимаются их социальной адаптацией, нейрокоррекцией, сенсорной интеграцией. Чтоб было понятнее: речь не о малышах, плохо выговаривающих букву «р»; сюда берут детей с аутизмом, задержкой развития, шизофренией, генетическими нарушениями, частично — с ДЦП.

— Дети с ДЦП нуждаются ещё в аппаратном лечении, у нас его нет, но мы успешно работаем с ними с помощью нейрокоррекции, — уточняет О. Исакова. — Лечим в тандеме с врачами-нефрологами, психиатрами, ЛОР. Начиная с детей, которые вообще находятся в своём «космосе», ничего не понимают, не повторяют и не говорят, до имеющих сложности в школе — к примеру, когда нет чёткости речи.

Оксана Исакова зарегистрировала свой центр в 2015 году, за это время здесь помогли более чем 3 тысячам детей, причём не только крымским. На реабилитацию в Симферополь везут проблемных ребят из США, Финляндии, Германии, ЮАР, Франции, Чехии, со всех уголков России! А вообще этим Оксана занимается уже 16 лет, с тех пор как поняла, что коррекция необходима её старшей дочери. Сейчас девушка вполне социализирована, учится в колледже. Двенадцатилетний сын тоже потребовал дополнительного внимания, теперь ходит в 7-й класс обычной школы. И симпатичная трёхлетняя малышка увязывается за мамой в центр, старательно рисует картины на воде в технике эбру и радуется интересу журналистов.

— У меня два аккаунта в «Инстаграме», консультирую детей онлайн, плюс к нам приезжают в летние лагеря со всего мира, — рассказывает в это время Оксана Витальевна. — Сейчас уже во второй раз у нас ребёнок из Финляндии, недавно был из Чехии, постоянно пару человек из разных стран не пропускают интенсив в Евпатории. Конечно, Москва, Питер... Казалось бы, почему едут из столиц, где так много всего? Оказывается, родители ничего не делали! Привозят девочку шести лет, которая общается только криком. За две недели у меня она перестаёт орать, начинает просить, и её понимают. О чудо! На самом деле, не чудо, просто надо было заниматься с ребёнком.

Интенсив, о котором говорила Исакова, это двухнедельный летний лагерь в отеле у моря, где должны быть хорошие условия проживания, возможность обеспечить индивидуальное питание и три свободных комнаты для работы. Каждый день — по три индивидуальных занятия плюс групповые. В методах, говорят специалисты, вроде бы ничего нового, но когда ребёнку даже сложно осознанно произнести звук «а» и через две недели он произносит «дай» или «пока» — это реальный прорыв. За удивительную отдачу и результативность симферопольскую «Территорию речи» ценят далеко за пределами полуострова. И говорить о предпринимательстве тут даже как-то неловко…

Наши девочки шьют не хуже Кардена

Богдан Поляков — директор компании Anna Green, супруг её основательницы Анны Зеленовой. Отсюда и название симферопольского бренда, который в Крыму почему-то не так широко известен, зато изделия небольшой кожгалантерейной мастерской заказывают по всей России, они выступают незаменимыми атрибутами на показах мод в Италии, Франции, США…

— Это сумка «Катерина», аналогичная, только немножко в другом цвете, есть в музее Пьера Кардена во Франции, — Богдан с гордостью демонстрирует замшевый клатч крымского производства с очень похожим «кружевом» и уверяет, европейские бутики с радостью брали бы изделия Anna Green, но их цена не устраивает — несоразмерно дёшево. — А нас устраивает. С нашей сумкой могут ходить учительница, врач, кто угодно.

Б. Поляков демонстрирует одно из своих любимых изделий
Б. Поляков демонстрирует одно из своих любимых изделий

Впрочем, даже если вопрос цены (не для европейцев, а для крымчан) можно считать дискуссионным, то качество точно выше всяких похвал. Кожу в мастерской берут лучшую — как оказалось, рязанскую, а пошив производят исключительно вручную. В мастерской на станках только дырочки пробивают и кое-что подкрашивают, всё остальное делают надомницы с помощью иголки и нитки. Матерчатой подкладки нет, везде — только кожа, потому и на сумки — пожизненная гарантия.

Мастерская основана в 2012 году. Поначалу работали «для души», а первую сумку продали за бутылку шампанского. Однако людям понравилось, пошли заказы, производство стало расширяться и совершенствоваться. Рабочие руки всегда нужны, говорит Богдан, сегодня в пошиве задействованы около 40 человек, в том числе примерно половина — женщины, после лечения от алкоголизма и наркомании находящиеся на реабилитации в закрытом центре. Директор всех называет «девочками» и подчёркивает: в центр привозят заготовки, пациентки их сшивают, красят и получают такую же зарплату, как остальные швеи. Между тем для них это единственная возможность реального заработка в замкнутом пространстве, где никакой работы не найти.

Anna Green — победитель в номинации «Лучший проект социального предпринимательства в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении», получатель гранта из бюджета Республики Крым.

Процесс и результат за гончарным кругом

Ещё одно социальное предприятие в крымской столице основала Анастасия Ефимова в 2018 году, предварительно самостоятельно освоив профессию гончара. Рассказывает, когда-то занималась лепкой, а потом поняла, что гончарное дело более полезное и интересное для детей. Теперь у Насти — своя гончарная мастерская, в которой она развивает творческие навыки, в том числе инклюзивных детей.

Обучение гончарному ремеслу проходит как профориентационная программа, адаптированная для детей с ментальными нарушениями. Ребята изготавливают из глины игрушки, посуду, подсвечники, кулоны, брелоки, маленькие статуэтки. Обжигают в печи, иногда раскрашивают, но коммерческой составляющей в процессе нет — поделки дети оставляют в мастерской или могут забрать домой.

А. Ефимова обучает азам гончарного дела
А. Ефимова обучает азам гончарного дела

— Для малышей это прекрасная подготовка к школе — они развивают крупную и мелкую моторику, учатся держать кисть, и в целом — при работе с глиной ведь задействованы многие функции мозга, которые пригодятся в дальнейшем развитии, — рассуждает А. Ефимова. — Занимаются они шесть дней в неделю, по несколько человек. Мы не только работаем с кругом, но и учимся убирать за собой. Глина — грязное дело... Всего у нас около 30 воспитанников от пяти лет и старше, в том числе с особенностями развития — синдромом Дауна, аутизмом. Полностью навык, необходимый для данного ремесла, формируется к подростковому возрасту, если развивается интерес, возможно, в будущем гончарное дело может стать профессией.

Анастасия — победитель конкурса на предоставление государственной поддержки в виде грантов в форме субсидий из бюджета Республики Крым, и для её маленькой уютной мастерской это, конечно же, существенное подспорье.

Также журналисты побывали в детском центре «Расцвет», в котором занимаются развитием творческих способностей детей и их адаптацией к окружающей действительности, заглянули в издательство «Нижняя Ореанда», где основным направлением определили издание исторической, краеведческой и православной литературы. Ещё в несколько мест просто не успели, но уверены, что и там сочетание интересов бизнеса и общественной пользы даёт хороший результат. Таким инициативам государство и впредь будет оказывать всяческую поддержку.

Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото автора