1.01
«Нет, у того, что написано и напечатано с позволения и у того, что куплено ценой крови, ценой жизни, вес в литературе разный. И нельзя забывать тех, кто разделил судьбу своего народа». (М. Лобанов)
«Мне ненавистны ваши убеждения, но за то, чтобы могли их высказать, я готов отдать жизнь…». (Вольтер).
В России плохо слушали и слышали Вольтера. Сейчас, как никогда, многие (и почти с пеной у рта) говорят о периоде застоя. А был ли он на самом деле? Может быть, – это выгодный трюк? Мне кажется, эта модная фраза – красная тряпка для быка. Писались неплохие романы и стихи, писалась музыка и полотна, снималось неплохое кино. Конечно, не всё было массово доступным, не всё доходило до нас. А новые технологии, научные разработки, внедрённые и не внедрённые? Всё было! Но когда и где культура была массово доступна? И при чём тут застой?!
***
Однокурсники – недавно узнал – выклянчили у нашего препод. философии Ницше «Так говорил Заратустра». Так он им сказал, что почти до 70-х годов Ницше свободно лежал в библиотеках и его практически никто не спрашивал.
То же, наверное, будет, если «Заратустра» появится завтра в свободной продаже: пошумят и … забудут. Что ж? и опять: «Застой!»? Чушь всё это. Ярлычки в покойницкой на пальцах мертвяков.
15.01
Мы пытались бороться с Западом, не зная толком его. Победить же вслепую – нельзя. Противника надо знать хорошо. Когда Лосева спросили: почему он – идеалист – так много времени тратит на изучение марксизма, он буквально так и ответил: противника надо знать в лицо. Как часто мы отсутствие знания прячем под маской собственного мнения (не-зна-ни-я). Может быть, вместо того, чтобы бороться, воевать, надо было просто идти рядом, поддерживая и помогая друг другу. Всё же мы все – люди. И всё многообразие наших культур – это грани одной, общечеловеческой, культуры. Чем больше граней, тем ценнее алмаз, тем ярче его игра, ярче тона и оттенки.
16.01.
На первом курсе один из преподавателей, – кажется Варфоломеев, – говорил, что преподаватели универа познакомят нас с источниками знаний и методами работы с ними. Получение же самих знаний – только наше дело и забота.
Этот принцип можно отнести ко всем сферам жизни и деятельности человека.
21.01
После обеда бродил по городу - просто так, бесцельно, не торопясь. Родители, кажется весной уедут на родину. Матери не идёт прибалтийский климат: любая ранка начинает гноиться и не заживает или заживает с трудом. У меня нечто похожее было в конце лета - осенью в последние месяцы службы в Луге под Ленинградом. Я решил доучиться здесь и, если не будет распределения, вернусь на Большую землю. Сейчас же просто брожу по городу, когда есть время.
Калининград и летом и зимой красив - красивее многих центральных русских городов, ухоженнее, разнообразнее в городских ландшафтах, веселее, что ли. Здесь можно бродить бесцельно, не уставая и не скучая; отдыхать наслаждаясь.
30.01.
– Быть иль не быть? – шекспировская издёвка над человеком, шар на бильярдном поле: от стенки до стенки. От бортика к бортику. Итог – луза, сырая, скучная могила. Я опять во власти беса одиночества и в пору запить на вечерок-другой. «Я один. Никого со мной нет…» Как я это понимаю!
31.01.
***
История проверяется историей. Чем глубже и существеннее общественно-исторические изменения, тем больше шансов разобраться в них лишь потомкам и запутаться современникам, пусть даже и прозорливым, одарённым гениально поставленным зрением.
***
Пролетарская и буржуазная культуры (а возможно, и идеологии) – не взаимоисключающие явления. Это два поставленные в одной комнате зеркала, отражающие друг друга. Они разные, но комната – одна. И она их объединяет. Отсюда – нечего приписывать модернизму упадочность, реакционность, как это делает Горький и – отчасти – Бунин. Модернизм – это эмоциональная (м.б., чересчур эмоциональная) реакция нормального человека на гримасы ненормального мира и времени. Нарушена гармония между человеком и миром; всё видится в кривом, дисгармонирующем зеркале. Отсюда и модернистские «монстры».
Но есть поиски этой гармонии (а не упивание этой дисгармонией – духовный мазохизм) – а отсюда полифония: красок, звуков, стилей, даже языка. В чём-то, как мне кажется, это близко по сути культуре барокко.
***
Там, где нет противоречий, там нет настоящего искусства. Есть лишь притязание на своеобразие. Конфликт – perpetum mobile искусства. Но, как стилистический приём, бесконфликтность может быть конфликтом. В сатире, например.
Спасибо за просмотры, ПОДПИСКУ, лайки, отзывы!