Как ни странно, ведут они ... в московский Аптекарский огород, что возле Сухаревой башни, ну а дальше - в горы Севера.
Но обо всём по порядку.
В 30-е годы 19-го века в России стали писать о фольклоре. Сказки, песни, обряды не только собирали, но и пытались обобщать, изучать их язык, чтобы воссоздать картину жизни наших предков, их мотивы поведения и те особенности мышления, что мы от них унаследовали. Жизнь наших предков всегда являет для нас интерес.
Специалистов тогда особо не было, и сбором фольклора занимались часто попутно. Например, как директор ботанического сада Московского университета М. А. Максимович. Сад тогда расположился на месте прежнего Аптекарского огорода петровской эпохи; теперь же это место вновь называется Аптекарским огородом и являет собой маленький эдем. Но в 1824 году, когда Максимович стал директором, один из лучших садов в Европе почти дотла выгорел при пожаре 1812 года и страшно бедствовал. Через 10 лет работы в должности Михаил Александрович, уже профессор ботаники, по здоровью уехал на юг. Он был универсальным учёным, так что возглавил в Киеве кафедру русской словесности местного университета.
В 1840 году, уже отойдя от дел, он стал издавать объёмистый журнал «Киевлянин», в первой книге которого он опубликовал сказку «Снегурка»: «Жил-был крестьянин Иван, да была у него жена Марья...». Это считается первым появлением в печати сюжета про девочку из снега. В примечании автором сказано, что
«....Снегурка есть самородное произведение Севернорусской народной фантазии. Сказку эту я слышал в Москве, и пересказал её, не прибавив ничего к её содержанию и сохранив многие выражения подлинника...».
Собственно, в следовании источнику, подлинности и заключается подход фольклориста, позволивший нам услышать живой язык этой сказки.
«...Ребятишки бегали, резвились и вдруг стали лепить бабу из снегу. Иван с Марьей глядели молча, призадумавшись. Вдруг Иван усмехнулся и сказал:
- Пойти бы и нам жена, да слепить себе бабу!
На Марью видно тожь нашёл весёлый час:
- Что же,- сказала она, - пойдём, разгуляемся на старости! Только на что тебе бабу лепить, будет с тебя и меня одной; слепим лучше себе дитя из снегу, коли Бог не дал живого!...»
Дитя, к их удивлению, под их руками оживает; оно набирается сил и взрослеет лет до тринадцати. На Иванов день в веренице подружек прыгает через костёр последней, так что исчезает незаметно. Её ищут в лесу и не находят.
В этой сказке видны древние представления славян о близости потустороннего мира, когда душа предка может на время воплотиться и снова уйти. Это широко было представлено в святочных обрядах.
Как писал Якоб Гримм, в каждой деревне сказывают по-своему. Со временем стало известно ещё несколько вариантов сказки, где девочку убивают то подружки, то дикие звери. Якоб Гримм призывал бережно обрабатывать сказки, сохранять их самобытность, но вместе с тем говорил, что "никому в голову не придёт устанавливать границы поэзии". Он понимал, что сюжеты сказок переходят в литературу и порождают настолько вольные пересказы, насколько велика фантазия автора. Поэтому литературная сказка имеет мало общего с изначальной народной.
Примером этого является стихотворная публикация известного романиста Г.П. Данилевского в «Московитянине» в 1853 году. Там Снегурочка становится уже «пышной невестой»:
И, почуяв плод созрелый,
Женихи, как листья в осень,
К ним посыпались в ворота.
Заметно, что размер стиха очень напоминает «калевальскую строфу», которой Элиас Лённрот написал свою эпическую поэму «Калевала» о эпических героях Севера. Поэма тогда была широко известна и ей подражали.
Тема северных сказаний нашла отражение в трёхтомнике А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», вышедшем в 1865 году. В главе о великанах и гномах он пересказывает «Эдду» Снорри Стурлуссона, как изо льда сотворился великан Имир и всё племя инеистых великанов — первых живых существ на Земле. И отмечает, что сказка о Снегурке (Снежевиночка, у немцев Schneekind) является отголоском предания о происхождении облачных духов из тающих снегов.
Кроме того, в этой работе Афанасьев попытался сконструировать солярную мифологию славян по образцу античной. Сейчас это исследование считает ошибочным, но тогда оно, и не только оно, оказало влияние на творчество А.Н. Островского с его принципиально иным подходом к теме Снегурочки. О чём мы расскажем в следующей статье о Снегурочке.
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать новогоднее настроение круглый год.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.