Найти тему
Ок, МГУгл - РКИ

Сплошной квест (3)

Оглавление

Илья Карпенко

…На новогоднем виртуальном, но при этом круглом столе (ну что ж, как говорится: «Жизнь заставит – ещё не так раскорячишься!») мы – преподаватели Учебного центра русского языка МГУ – подводили итоги года, обсуждали самые актуальные вопросы нашего непростого дела – преподавания РКИ, намечали перспективы на год грядущий…
Но не забыли и о новогодних подарках. Им стали обучающие игры, посвящённые Новому году!

(ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ – ТУТ и ТУТ!!!)

-2

Свою лепту на тему КВЕСТА, или обучающих игр внёс и я. Вернее, обучающих приложений, с конкурсом которых мне пришлось познакомиться буквально в канун Нового года.

-3

Дело в том, что вместе с коллегой – преподавателем нашего Учебного центра русского языка МГУ Дарьей Агеевой – нам в качестве приглашённых экспертов пришлось поучаствовать в весьма интересном мероприятии – фестивале «ЗНАЙКА».

Дарья Васильевна Агеева
Дарья Васильевна Агеева

«ЗНАЙ-КА!!!»

«ЗНАЙКА» – это международный фестиваль онлайн-игр и тренажеров образовательного характера, направленных на обучение русскому языку, который проводился под эгидой Минпроса РФ и завершился в конце минувшего года.

Ознакомившись с работами, представленными на конкурс Фестиваля «ЗНАЙКА», мне на ум пришли две мысли.

ПЕРВАЯ:
Какие замечательные и талантливые люди живут в нашей стране, в России, и по соседству с нами!

ВТОРАЯ:
Мы, может, и медленно запрягаем, но зато ездим очень быстро!

Потому что вроде бы относительно немного времени прошло с начала нашествия этой напастиковарного Ковидла (как я его называю), а уже какой фейерверк, какая россыпь разнообразнейших работ на «заданную тему»!

Поэтому, с одной стороны, Ковидло – это очевидное зло. А с другой – в связи с этой «ковидемией», пользуясь свободным доступом в интернет (который сегодня есть у всех и у каждого) использование всевозможных компьютерных технологий стало невероятно актуальным!

Посмотрите, как этот злосчастный локдаун подстегнул современный мир к цифровому творчеству! И показал огромные возможности цифровизации, в том числе – НОВЫЕ ФОРМЫ обучения, проведения уроков, изучения русского языка.

-5

МОТИВАЦИЯ ВАМ В ПОМОЩЬ…

Сегодня на просторах интернета можно найти множество приложений, формат которых привлекает современных учеников гораздо больше, чем формат учебника. Существенным преимуществом использования приложений является возможность самостоятельного – без помощи учителей или родителей – изучения русского языка (как родного, иностранного или второго родного).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ самим ребенком чаще всего психологически воспринимается как отдых или же как развлечение, нежели чем как сложный обучающий процесс.

А это очень помогает поднять МОТИВАЦИЮ ребенка к учёбе, к изучению РКИ, использовать их как дополнительный источник изучения языка.

Что сказать? Работы, представленные на фестивале «ЗНАЙКА»разножанровые, разнохарактерные и очень неравноценные. Поэтому сравнивать, а тем более как-то оценивать их было очень трудно. Можно было только как-то выделить некоторые работы, представленные на конкурс, которые показались НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМИ и ТВОРЧЕСКИ ПРОДУКТИВНЫМИ. Что мы и сделали…

-6

«НОВОГОДНИЙ КВЕСТ»

Это название обучающего приложения, созданного Ксенией Родионовой и Натальей Вишнивецкой. Они определяют свой «Новогодний квест» как «проблемное задание с элементами ролевой игры», «вовлекающее за счёт деятельностного подхода», которое носит «неформальный характер», имеет «развлекательный формат».

И хотя лично я не люблю слово «квест», но в данном случае этот подход методически был полностью оправдан. На мой взгляд, сама по себе идея очень интересная и весьма актуальная (тем более в связи с Новым годом).

-7

Приложение очень современно оформлено и хорошо помогает погрузиться в нашу культуру, русские традиции встречи Нового года. В то же время есть в нём и сравнение с западной традицией (ДЕД МОРОЗ versus САНТА-КЛАУС).

-8

ОЧЕНЬ ВЗРОСЛАЯ «ЮНА»

Лично мне как преподавателю РКИ для взрослых (а также для будущих коллег-лингвистов) очень понравилось представленное на конкурс «ЗНАЙКИ» приложение «ЮНА» (автор – Александр Кочнев). На мой взгляд, отличное приложение для самостоятельной работы по русскому языку для иностранцев! Что очень ценно, оно охватывает все виды речевой деятельности, развивает все навыки и умения, причём в диапазоне от уровня А1 до уровня С1.

-9

Самое главное достоинство приложения, что работает «ЮНА» автономно. И предназначена для работы как в классе, так и самостоятельно. И, по уверению автора, в «ЮНЕ» есть как платный, так и «бесплатный контент»!

-10

И СНОВА ГОРЯЧИЕ ФИННЫ

И наконец, представляю вам комплект развивающих онлайн игр «Весёлый воробышек» (Mosaiikki.ry), которые ориентированы на русскоязычных детей, проживающих на территории Финляндии и изучающих финский язык («Учим русский язык легко и просто в Финляндии»; автор – Татьяна Дульцева; ) То есть для детей-БИ-, а вернее, ПОЛИ-ЛИНГВОВ.

-11

Про таких детей я писал в статье, посвящённой преподаванию РКИ в Финляндии («Горячие финны вспомнили русский»; «Горячие финны вспомнили русский-2»). И приводил в пример знакомого мне юношу по имени Виктор, который дома говорил по-русски и по-фински; в школе – по-фински, по-английски (первый изучаемый иностранный язык) и по-французски (второй иностранный). А как внутри, так и вне школы и дома – ещё и по-шведски (второй государственный язык). Можно ли после этого Виктора назвать БИ-ЛИНГВОМ, то есть ДВУ-ЯЗЫКИМ, если он с детства владеет пятью языками?

Что сказать? Очень яркое и современное приложение для изучения русского языка! Причём сделанное в яркой, живой форме. Такие обучающие электронные игры отлично подходят и для работы с учителем, и для закрепления материала, а главное – для занятий русским языком дома в условиях полилингвальной языковой среды Финляндии.

Ведь для детей важно, чтобы приложение работало самостоятельно, чтобы они смогли справиться с заданием сами, без помощи учителя или родителей. Именно поэтому, будем говорить честно, дети с бóльшей охотой откроют для домашней работы такое ПРИЛОЖЕНИЕ, а не УЧЕБНИК.

И Mosaiikki.ry – это именно тот случай, когда дети ОБУЧАЮТСЯ, ИГРАЯ.

-12

«НОВОГОДНЯЯ»

Наш старый друг – композитор и исполнитель Станислав Коренблит – также прислал нам свой новогодний подарок: весёлую новогоднюю песенку!

Правда, не в своём собственном исполнении, как обычно: её поют очаровательные детишки из северной Страны Оленей – ЯКУТИИ! А делают они это в рамках созданной Станиславом образовательной программы ВеДеДо«Веселый день дошкольника». Слушайте и подпевайте!

ПОХАХАТУШКИ

Ну а я, согласно традиции, завершаю этот свой очередной опус АНЕКДОТАМИ. Причём в честь Нового года дарю вам, мои дорогие друзья, их целых четыре! И все – тематические, новогодние!

-13

АНЕКДОТ №1
(О трудностях перевода с русского)

В США придумали новый мега-супер-пупер-компьютер с искусственным интеллектом! Однако компьютер очень быстро сначала завис, потом задымился, а в конце концов и вовсе окончательно сломался. Причина: он попытался перевести с русского такой диалог:
— Ты будешь отмечать Старый Новый Год?
— Да нет наверное...

АНЕКДОТ №2
(Про мотивацию)

Объяснил детям, что если они хотят на Новый Год самокат, то писать надо Деду Морозу. А вот если скутер, то Санта-Клаусу! Но тот по-русски не разумеет, поэтому писать ему надо по-английски.
Уже второй месяц сидят, учат английский…

АНЕКДОТ №3
(Про новогодние лайфхаки с хендмейдами)

Не все знают, что украсить помещение на Новый год можно быстро и недорого. И всё это можно сделать вполне доступными подручными средствами. Для этого достаточно кинуть петарду в салатницу с «Оливье»!…

Ну и, наконец, традиционный

ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ

— Сёма, ты уже купил своим внукам подарки?
— Ой вэй, Фима! Ты же знаешь, у меня сейчас такие проблемы с финансами! Я решил обойтись бэз подарков.
— Та ты шо? Как это «бэз подарков»? Они же ждут на Новый год подарки от Деда Мороза!
— Не, Фима, уже не ждут…
— Таки почему?
— Я им сказал, шо Дед Мороз ещё летом умер от Ковида…
-14

Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья