- Советское время: для кого-то - лучшее, свободное, чистое и прекрасное. Для других: время дефицита, отсутствия перспектив и затхлое, варившееся в собственном "сельско-колхозском" чане, страшное воспоминание. Однако, при всей противоречивости сегодняшних "советских детей", СССР умела удивлять своими инженерными новшествами, нестандартными подходами и не подающейся рациональному обьяснению, стремлением адаптироваться к изменениям с минимальными расходами.
СССР и экономия , для нас сейчас - синонимы. Действительно, без углубления в подробности, с товаром и возможностями, для простых людей был тотальный дефицит. Однако, как говорится "рыба гниет с головы". Страна, в целостности переживала довольно неоднозначные времена, подводившие глав к мерам, которые в благоприятных условиях, даже не освещались в слух. Чего только стоит создание специальной организации "Трест", главной задачей которой, стояло регулирование размещение построек и освобождение площадок под строительство, не прибегая к сносам ветхих и густонаселенных жилых обьектов, ведь для этого нужно было выселять людей, а куда их размещать, если и "своим" негде жить?
А говоря простым языком: "Вон тот закоулочек, шириной 3 метра видишь? Тот, который меж двух 5-этажных домов. Так вот, чтобы через 3 месяца, в этом закоулочке, можно было построить еще одну такую же пятиэтажную панельку".
Как одна организация справлялась с огромными обьемами заказов - до сих пор загадка, однако, методы которыми они работали и двигали здания не разрушая их, очень даже обсуждаемы и не секретны. И тем не менее, продолжаю вызывать огромную волну изумления, ведь - "Это же надо, додуматься до такого, чтобы двигать кварталы, панельки и улицы, с помощью спичечных коробков!"
Ну, а теперь о самом процессе "освобождения и расчистки" пригодных под застройки земельных участков и почему в этом деле, большую роль играли спичечные коробки.
Масштабные поездки многотонных домов планировались и реализовывались, конечно же по технологиям запада. Использовалась рельсовая технология перемещения, когда под основой дома выстраивали рельсовую дорогу, параллельно укрепляя грунт и основание строения, после чего, начиналось плавное движение по выверенной и устойчивой траектории. Таких перемещений, в Москве было достаточно. Однако, зачастую, передвинуть здания, нужно было на несколько десятков сантиметров, чтобы освободилось место для трамвайных путей или новой застройки и вот тут в дело вступали спичечные коробки. Использовали их всецело для регулирования дистанции смещения здания, так как этот атрибут был в кармане каждого уважающего себя рабочего (ведь точную рулетку или ровный брусок еще надо найти), поэтому и мерили смещение здания, спичечными коробками. Кроме того, коробки выполняли роль насечки, по которой ориентировались и проверяли "а движется ли здание вообще" .
Поэтому, в те времена, роль спичечного коробка при строительстве новых зданий и передвижении старых - была неоспорима.
Сегодня, такая технология уже не используется, ведь земель у нас достаточно, да и дешевле, здание снести, чем его передвигать. Всегда же, можно найти причину сноса, а учитывая ветхость и отсутствие десятилетиями обновления жилых многоэтажных домов с советского времени и подавно запросто. Поэтому и технология передвижения домов с использованием спичечных коробков, нам больше не нужна.
А как считаете вы, была бы в наше время актуальна тема переезда домов или нет?