Найти тему
Pravoslavie.wiki

Всегда ли нужно смиряться?

С чем нужно смиряться, а с чем нет? Является ли смирение пассивным, или оно может быть действенным? Что об этом говорят современные проповедники и святые отцы.

Разумеется, смирение не всегда нужно и не всегда душеполезно. Преподобный Иоанн Лествичник, говоря о страстях, замечает, что даже главная из них – гордость естественно вложена в душу человека. Она дана ему на бесов, но мы по страстности нашей натуры извращаем ее, превращая гордость в страсть. Ибо направляем ее не на бесов и зло, а на наших ближних и даже на Бог!

Но, очевидно, если есть хорошая гордость, то есть и плохое смирение! Такого смирения, например, бесы требовали от православных подвижников, предлагая им смириться перед ними и прекратить свою аскетическую борьбу или брань (невидимую брань) против них. Тот из подвижников, кто, изнуренный такой борьбой, смирялся перед бесами, тот все и проигрывал.

Так известный пример, когда утомленный борьбой с бесами некий подвижник просил их оставить его и не искушать. На что бесы предложили ему на выбор три греха: убить человека, впасть в блуд или просто напиться, тогда, мол, они его оставят. Когда же смирившийся перед бесами и не понимая их коварства монах избрал, как ему казалось, наиболее безобидное, т.е. напиться, то произошло следующее.

Он действительно пришел в корчму, где напился. Ему начала подмигивать и соблазнять его жена хозяина этого питейного заведения. Будучи пьяным, он поддался ее чарам и прелюбодействовал с ней. Это заметил ее муж и в гневе накинулся на прелюбодеев. Завязалась борьба, в которой этот несчастный монах и убил сего обманутого мужа.

Итак, смирившись перед бесами и послушав их коварного совета, он совершил все три греха: и напился; и прелюбодействовал; и совершил убийство. Вот к чему приводит смирение перед врагом нашего спасения – это явно плохое смирение!

А вот пример хорошей гордости подвижника над бесами. Когда он долгое время (несколько десятков лет) подвизался в пустыне, побеждая искушения бесовские, те начали искушать его иным образом. А именно: говоря, что он, несмотря на все свои подвиги, все равно пойдет в ад. На что старец, с гордостью достойной всякой похвалы, ответил им: «Но и там, сказал он бесам, - вы будете под моими ногами»! После чего бесы со стыдом отбежали от него.

Смирение плохо не только против сатаны и его демонов, но и против других их клевретов. Например, против гонителей христиан. И против этих полезна гордость. Вспомним, как святые мученики с гордостью отвечали своим гонителям, которые ведь, между прочим, были облечены важными государственными должностями. Иногда так гордо они отвечали даже императорам!

Христиане по заповедям апостольским должны чтить государственную власть и особенно самих царей (ср.Рим.13: 1-7; 1 Пет.2: 13-17). Но когда эти нечестивые цари сами отступали от Бога, даровавшего им царскую власть, то с таковыми нечестивцами святые мученики разговаривали весьма гордо, постоянно их обличая, унижая их и ихних ничтожных «богов». И при этом еще смеясь над теми мучениями, которыми им эти цари угрожали!

Смиряться же нам, православным христианам следует пред нашими ближними и особенно пред Богом. Последнее крайне важно в наше время воинствующего и все более и более захватывающего души людей атеизма. Который есть крайняя гордыня пред Богом, поскольку безумно, вопреки множеству чудесных и естественных фактов пытается утверждать, что Его, якобы, нет!

Вот с такими атеистами и нам христианам подобает разговаривать с гордостью, а не со смирением. Что и являют многие современные нам авторитетные пастыри и учители православия. Например, профессор-апологет С.С.Глаголев (1865-1937 г.г.).

Или наш современник, ныне покойный (+ 2020 г.) протоиерей Димитрий Смирнов, который не боялся с присущей ему хорошей православной гордостью обличать нравственные пороки нынешнего общества, отравленного атеизмом, да и сам атеизм.

Вот такой гордостью против бесов и их клевретов следует обладать и нам грешным, являя свое смирение пред Богом и ближними!

Прот. Георгий Городенцев