Изучение английского и знание лингвистических дисциплин. Поговорим об этом? Ответ на вопрос в теме - безусловно, НЕТ. Нужно ли обладать знаниями из лингвистических дисциплин, чтобы по-настоящему "знать" язык? Безусловно, да.
А как же носители языка, спросите вы? Что, каждый из них знает грамматику, стилистику английского или обладает глубокими познаниями в истории и культуре? Конечно, нет. Вспомните ваших знакомых. Неужели все это знают? Нет. Но, тем не менее, мы все носители русского языка и мы владеем языком.
Однако, речь в статье пойдет несколько о другом, а не о знании языка как такового.
Пример из жизни. Работая в школе учителем, столкнулась с такой ситуацией. 6 класс выполнял задание, где требовалось заполнить пропуски, образуя нужную форму слова (слово дано в конце строчки). Так вот, девочка с достаточно хорошим уровнем знания языка дает верный ответ. Я прошу назвать часть речи вставленного слова. Со второй попытки называет верно. Я прошу объяснить, почему здесь должна быть именно эта часть речи. А зачем объяснять? Ведь по смыслу понятно, что вставить нужно. И правда, зачем? Ну, во-первых, мы думаем. И этот мыслительный процесс, построение логических связей учат нас думать, рассуждать, а это тренирует, развивает наш мозг. А любая тренировка мозгу полезна, как мне кажется. Во-вторых, если вы вдруг будете выполнять задания на каком-нибудь международном экзамене, и у вас будет мало времени, вы будете волноваться, вам будет некомфортно (да что угодно!), вы почти всегда сможете проверить свои ответы чисто грамматически, или, если будет мало времени, не читать текст полностью, а только пропуск и окружающие слова.
Например:
He went to...beautiful place.
Мы должны поставить артикль "a", т.к. у нас есть правило "артикль+прилагательное+существительное в единственном числе". Про этот артикль забывают очень многие, даже студенты-лингвисты. В их речи постоянно можно услышать: He met wonderful girl, bought interesting book.
Т.е. нам необходимо умение выстраивать некую структуру у себя в голове, чему учит грамматика.
Еще случай. Здесь уже продвинутый уровень.
Со студентами-лингвистами читали и анализировали статью о том, что американский английский подчиняет британский. Выдержка из статьи:"they crossed the pond, they fought Indians, they changed tea for coffee!" (речь о британцах, покорявших Америку). Вопрос к студентам: какое настроение выражает автор статьи? Какой стилистический прием используется для этой цели? Ответ: градация, автор искренне восхищается британцами. А что это за пруд? Ну, просто пруд какой-то. Т.е. лингвисты, у которых очень хороший словарный запас, знание грамматики, которые знают язык и даже владеют им на уровне upper-intermediate или advanced, совершенно не понимают, что они прочитали. "Пруд" - так британцы, американцы называют Атлантический океан. "Поменяли чай на кофе" - отсылка к известному историческому событию под названием Бостонское чаепитие. Эти знания относятся к истории стран изучаемого языка, межкультурной коммуникации. Итак, мы видим, что автор начинает с возвышенного - британцы пересекли океан ради своей цели, воевали с индейцами и...променяли свой любимый чай на кофе. Какая жертва! Чувствуете иронию автора? Стилистический прием - антиградация, от высокого к чему-то обыденному, что создает юмористический эффект. Да, мы знаем о последствиях Бостонского чаепития для становления американской нации. И тем не менее, автор статьи сводит его значение просто к факту смены чая на кофе. Юмор явно виден. Здесь нам пригодились знания стилистики.
Что мы имеем в итоге?
Знание лексики - это бусинки, которые мы нанизываем на ниточку - знание грамматики. Чтобы получился браслетик, который можно носить. Но будет ли этот браслетик красивым? В каком порядке и какие бусинки нанизывать? Понравится ли окружающим? В какой ситуации его уместно надеть? Какое впечатление хотим произвести? Подойдет ли к костюмчику? Всё это, метафорически выражаясь, знание лингвистических дисциплин. И без них настоящее знание языка невозможно. Это то, что я понимаю под владением языком, помимо большого словарного запаса и грамотности.
А также любое знание развивает наш мозг. А развитие, в том числе и интеллектуальное, разве не наша цель?