Самый первый камуфляж использовали охотники для маскировки от своей добычи и он мог принимать форму листвы или грязи, вначале покрывавшие их тела, чтобы скрыть их запах, а также изменить их внешний вид.
Место действия- равнины Северной Америки, изображенные художником Джорджем Кэтлином на картине в 1840 г., индейцы северо-американских равнин подкрадываются к пасущимся бизонам в волчьих шкурах; коренные американцы надеются, что они сольются с духом животного-хищника, но и с практической точки зрения, чтобы рассеять и отделить бизона, как это могла бы сделать стая волков. Охотники сегодня продолжают использовать камуфляж или более традиционный маскировочный костюм, скрывающий охотника визуально от его жертвы на конкретной местности.
Стрелки британской армии начала 19 века. Солдат 60-го Королевского пехотного полка стоит, а солдат 95-го полка присел на колено. Оба были солдатами элитных полков, участвовавших в новом виде войны — перестрелках, — когда они продвигались в разомкнутом строю, используя укрытие, чтобы стрелять в сомкнутые ряды солдат в яркой униформе армий того времени. Они использовали более точную винтовку- штуцер, а не гладкоствольное ружье или мушкет, и носили малозаметную форму- зеленые или темные куртки. Они были предшественниками современного боевого солдата, и с тех пор 95-й полк прославился в романах Шарпа Бернарда Корнуэлла. Художником этой иллюстрации был капитан Чарльз Гамильтон Смит, который служил в 60-х годах и был опытным естествоиспытателем. Однажды он провел эксперимент, чтобы определить, какой цвет униформы наиболее эффективен для маскировки солдата на расстоянии, и пришел к выводу, что серый цвет был более эффективным, чем зеленый — цвет, который носили австрийские егеря.
Корпус- разведчиков/проводников -Corps of Guides (India),состоявший из кавалерии и пехоты, созданный Генри Ламсденом в Пенджабе в 1846 году, был первым подразделением британской армии, которое носило униформу цвета хаки. Хаки — это слово на языке хинди, означающее «пыльный» и происходящее от персидского слова «хак», обозначающего почву или грязь. Ламдсен снабдил своих местных солдат свободными брюками и куртками на основе местной одежды, которую он затем покрасил речной грязью, которая дала скорее серый, чем коричневый цвет. Майор Уильям Ходсон, заместитель командира Корпуса разведчиков, осознал ценность камуфляжа, когда сказал, что униформа цвета хаки делает его солдат «невидимыми на пыльной земле». Десять лет спустя, во время восстания в Индии, британские солдаты импровизировали форму цвета хаки, окрашивая легкую тропическую белую форму чаем или порошком карри. Однако это была временная мера, от которой вскоре отказались, к большому облегчению британских колонистов, один из которых заявил, увидев колонну одетых в такое хаки британских солдат, что они «ужасно выглядящие люди».
Сержант и рядовой Глостерского полка демонстрируют два стиля униформы британской армии, которые носили в 1900 году. Всего четырьмя годами ранее хаки была принята в британской армии для всей службы за границей и в колониях; эту форму уже носили в битве при Омдурмане и во время англо-бурской войны. В 1902 году она стала официальным цветом униформы и для службы в метрополии, сделав всеми любимый алый цвет кителя чисто парадной формой. В том же году хаки также стал цветом официальной боевой экипировкой армии США. Эксперименты с камуфляжем, нанесенным на береговые огневые точки, проводились в конце викторианской эпохи, как в Великобритании, так и за рубежом. В отчете военного министерства за 1886 год об обороне Мальты говорилось, что «если бы бетон был окрашен, а орудия не закалены, батарею было бы трудно разглядеть». В другом отчете описывались прибрежные форты в Великобритании, «окрашенные в широкие красные, зеленые и желтые цвета». Однако потребовалась мировая война, чтобы по-настоящему представить миру всю важность военного камуфляжа.
Британская гаубица с камуфляжным рисунком на Западном фронте. Камуфляж впервые появился на поле боя во время Первой мировой войны, как способ защиты крупных военных объектов и оружия от наблюдения с воздуха. Сетка или брезент были натянуты над артиллерией, чтобы скрыть обзор от первых самолетов-разведчиков, ищущих артиллерийские позиции, чтобы доложить вражеским артиллерийским батареям. Зеленая и коричневая краска также использовалась для маскировки этого оружия, чтобы они сливались с ландшафтом. Однако, поскольку аэрофотосъемка была черно-белой, цвет был менее важен, чем способность разрушить контрольный силуэт орудия. Лучше всего это достигалось за счет окрашивания стволов контрастными полосами светлого и темного цветов. Это было первое использование дробящего силуэт рисунка на войне, и это хорошо видно на этой фотографии.
Французский военный маляр-художник — камуфлер — раскрашивает ствол артиллерийского орудия. Французы первыми осознали ценность камуфляжа в Первой мировой войне и с 1915 года задействовали художников в составе малярных подразделений, прикрепленных к их армиям в полевых условиях. Парижский портретист Люсьен-Виктор де Севола был ведущей фигурой в этом развитии и быстро продвинулся от рядового до капитана, поскольку он руководил небольшой армией из почти 10 000 мужчин и женщин, раскрашивающих оружие и объекты на Западном фронте. Однако на протяжении всей войны он сохранял имидж успешного художника и был замечен в белых лайковых перчатках. Вместе с ним служили несколько известных французских художников, и по меньшей мере 15 из его подразделения были убиты. Слово «камуфляж» имеет французское происхождение и, как полагают, восходит к 17 веку, когда камуфляж использовался для описания клубов дыма, чтобы сбить с толку или ослепить. Однако камуфлер также может означать подготовку театральной сцены.
Британское полевое орудие окрашено в камуфляж и маскируется сеткой. Англичане медленнее, чем французы, перенимали камуфляж, и только в 1916 году британцы создали свой собственный отдел камуфляжа. Под командованием подполковника Фрэнсиса Вятта из Королевских инженеров, он также обратился к профессиональным художникам за их визуальным опытом. Среди них был Соломон Дж. Соломон, который решительно выступал за маскировку, говоря, что «сторона, которая пренебрегает ею, будет незащищена от нападения противника, который будет скрыт и местонахождение которого невозможно обнаружить». Вместе с Соломоном работали и другие успешные художники, в том числе Эрнест Шепард, который позже прославился своими иллюстрациями, которые сопровождали "Винни-Пуха" Милна. Подразделение камуфляжа Соломона было известно, как Парк специальных работ и базировалось вместе с Королевскими инженерами в Вимере во Франции, где у него было несколько мастерских по созданию камуфляжных материалов, в том числе окрашенных холстов и сетей, для различных объектов.
Немецкий стальной шлем, окрашенный в дробящий силуэт камуфляж. Этот стальной шлем, введенный для немецких боевых частей с 1916 года, был единственным элементом камуфляжа униформы, который носила немецкая армия во время Первой мировой войны, и был распространен среди «штурмовых отрядов», штурмующих окопы. Идея не распространилась на текстиль для униформы — потребовалось еще 20 лет, прежде чем немцы сделали это впервые. Тем временем немцы использовали камуфляж, чтобы скрыть артиллерийские позиции, и, как и союзники, нанимали художников с их опытом. Франц Марк, художник-экспрессионист, расписывал брезент для артиллерийских позиций, но дал волю своей художественной изобретательности, создав набор узоров в стиле известных художников «от Мане до Кандинского». Немцы понимали, что важен не цвет, а разрушающий силуэт рисунок, поэтому избегали такой палитры, когда дело доходило до покрытия самолетов, и любили украшать их яркими многоугольными узорами.
Британские войска в грубо вырытых траншеях ждут сигнала к атаке во время Третьей битвы при Ипре в октябре 1917 года. Они раскрасили свои каски светлыми пятнами, чтобы создать импровизированную форму дробящего узора. Личный камуфляж британских войск во время Первой мировой войны в основном ограничивался снайперской экипировкой. Это могут быть холщовые халаты и варежки, раскрашенные вручную темными, светло-коричневыми и зелеными красками, а также черные полосы и прикрепленная листва. Только в марте 1918 года два снайперских костюма были официально запущены в производство для использования в британской армии: один представлял собой комбинезон с капюшоном из холста — рыхлой ткани для прикрепления листвы, а другой — снайперский костюм Symien, сделанный полностью из ткани- сетки, с отдельными гетрами, чехлом для винтовки и перчатками. Также были разработаны белые снежные костюмы и темный комбинезон для ночного использования, но война подошла к концу до того, как британцы добились каких-либо дальнейших успехов в области камуфляжной формы.
Французский дизайн снайперских и разведывательных костюмов с "деструктивным" рисунком. Хотя они первыми использовали камуфляж во время Первой мировой войны, французы не спешили адаптировать его к военной форме. Их пехотинцы даже вступили в войну в ярко-красных штанах- гордости французской армии, прежде чем уровень потерь вынудил их перейти на характерную боевую форму «горизонтально-синего цвета». Юджину Корбину пришлось экспериментировать с камуфляжной формой в Нэнси. Примерно в 1916 году он выпустил элегантную тунику и жилет зеленого цвета с синими пятнами, нанесенными вручную. Он также разработал похожий камуфлированный снайперский комбинезон, но ни один из них не пошел в производство. Британцы были более открыты для этих экспериментов, но даже сложный геометрический рисунок в стиле оп-арт, написанный вручную Персивалем Тюдором-Хартом маслом на снайперских халатах, был признан Военным министерством в 1917 году слишком авангардным и не лучше, чем более простой, охотничий.
Страница из французского буклета La Guerre et les Artistes, показывающая, как можно замаскировать стальные наблюдательные посты на поле боя. Такие металлические трубы можно было замаскировать под взорванные пни и установить на поле боя ночью. Иногда настоящий пень срубали, а затем заменяли искусственным, который выглядел точно так же. Другие наблюдательные посты размещались внутри фальшивой воронки, заполненной водой, или в ложной мертвой лошади. Были разработаны более сложные схемы камуфляжа, чтобы скрыть целые артиллерийские батареи, в том числе обширные сетки, которые соответствовали границам реального поля. Немцы были еще более амбициозны, разработав «Стратегический камуфляж», чтобы скрыть здания или целые подразделения с помощью пологих камуфляжных материалов, чтобы искусственные сооружения вообще не оставляли теней.
Закамуфлированный британский танк Mk IV в бою против немецкого танка, иллюстрация, опубликованная в The Sphere, август 1918 года. С 1916 года, когда танки впервые появились на Западном фронте, они были главными кандидатами на камуфляж. Некоторые военные художники были вдохновлены их видом, например C.R.W. Невинсон, изобразившего в 1917 году танк, раскрашенный зелеными, черными и красными полосами. Британские танки окрашивались в один цвет на конвейере и только на поле боя окрашивались в камуфляжные узоры. То же самое было и с немецкими танками, которые выпускались на заводах и окрашивались в различные оттенки серого цвета. Камуфляж был широко распространен на немецких танках только во время их весеннего наступления в 1918 году, в основном это были случайные пятна контрастных цветов, но некоторые более поздние схемы кажутся более формализованными с пятнами охры, красно-коричневыми и темно-зелеными, разделенными черными линиями, похожие на рисунок стального шлема.
Крейсер Британского Королевского флота, окрашенный в камуфляжную схему, плывет к Дарданеллам в 1915 году. В отличие от стационарных артиллерийских позиций, которые можно было замаскировать, чтобы они сливались с ландшафтом, линкоры и крейсера представляли собой крупные объекты, движущиеся на фоне постоянно меняющегося морского пейзажа. Таким образом, разрушающий силуэт рисунок был лучшей формой военно-морского камуфляжа, помогавшей изменить визуальный профиль корабля. Лейтенант-коммандер Норман Уилкинсон, морской художник, развил эту концепцию на шаг дальше, когда он изобрел «ослепляющий камуфляж», экстравагантную форму рисунка. Основываясь на собственном опыте плавания, он знал, что оттенки серого или синего недостаточно эффективны. С точки зрения командира подводной лодки камуфляжный рисунок должен был искажать саму форму и ход корабля; «Главная цель этой схемы… заключалась не столько в том, чтобы заставить противника промахнуться, когда он действительно находился на огневой позиции, но в том, чтобы ввести его в заблуждение, когда корабль был впервые замечен, чтобы занять правильную позицию… для подводной лодки трудно определить точный курс атакуемого судна».
Корабль в "ослепительном" дробящем камуфляже в сухом доке в Ливерпуле, нарисованный Эдвардом Уодсвортом. Мало того, что художник-модернист Уодсворт был вдохновлен сюрреалистическим видом этих кораблей на создание одного из самых ярких произведений искусства времен Первой мировой войны, он также был нанят Уилкинсоном для наблюдения за применением камуфляжа на верфях в Бристоле и Ливерпуле. Многие другие художники были наняты в Королевской академии художеств для подготовки лучших схем на маленьких деревянных моделях, которые затем рассматривались в перископ. «В основном использовались цвета, — записал Уилкинсон, — черный, белый, синий и зеленый, либо в их первичном состоянии, либо смешанные в различные тона. При проектировании камуфляжа судна в основном избегали вертикальных линий. Наклонные линии, кривые и полосы, безусловно, являются лучшими и дают большие искажения». "Ослепление" в основном использовалось на торговых судах, а не на линкорах, поскольку оно мало что могло сделать для защиты от обстрелов вражеских военных кораблей. Он был разработан в первую очередь для того, чтобы помешать действиям немецких подводных лодок, атакующих конвои, доставляющие продовольствие и припасы в Великобританию.
Редкая фотография, показывающая тонущее британское торговое судно, окрашенное дробящим камуфляжем, после удара торпедой в 1917 году. "Ослепление" не было волшебным средством, как ясно видно на этой фотографии, но были некоторые свидетельства того, что оно помогло уменьшить количество торговых судов, затонувших во время войны. «Из-за темных окрашенных полос на задней части его корма казалась носовой, — заметил один флотоводец, — а широкая полоса зеленой краски на миделе выглядит как пятно воды. Погода была ясная, видимость хорошая; это был лучший камуфляж, который я когда-либо видел». ВМС США занялись камуфляжем, и к концу войны более 1200 торговых судов были охвачены этой схемой, утверждая, что менее одного процента из них было потоплено вражескими торпедами. Британское адмиралтейство, однако, начало собственное расследование и обнаружило, что нет конкретных доказательств того, что командиры подводных лодок были сбиты с толку схемой окраски, и пришло к выводу, что ее основная цель заключалась в том, чтобы поднять боевой дух торгового моряка, который считал, что система предлагает им хоть какую-то защиту.
Небольшой ролик о Первой мировой войне и солдат в изменившейся форме :
Продолжение следует.
Источник изображений : Т. Newark. The Book of Camouflage The Art of Disappearing. (2013 Osprey Publishing Ltd), https://en.wikipedia.org/
Другие материалы на канале ВМВ, в которых поднимается вопросы формы и камуфляжа :
Отложенное поражение Китая, июль – декабрь 1938 г. Японо-китайская война в самом разгаре
Японская императорская армия до начала войны в Азии.
Квантунская армия в Китае 1931-32 годах, как субъект международной политики и как она выглядела
Так когда и где появился первый очаг Второй Мировой Войны ?
Начало Японо-Китайской войны, июль – октябрь 1937 г.
Разгром войск Чан Кайши, август – декабрь 1937 г.
«Решающий год 38», январь – июнь 1938 г. Японо-китайская война.