Последние десять лет в Москве не смолкает гул вездесущих строек. Подобно Парижу времён барона Османа, ей предрешено быть огромной строительной площадкой на ближайшие пару десятилетий вперёд. Для возведения новых зданий приходиться сносить старые. Это могут быть как непризнанные памятники старины, так и ничем не примечательные примеры типовой застройки. За последний месяц мне довелось видеть три случая, когда неординарное советское зодчество было приговорено к разрушению или переносу в другое место.
Не скажу, что район Текстильщики вызывает у меня тёплые чувства. Я вообще не особо люблю юго-восток Москвы. До недавнего времени единственным лучиком света в кромешном мраке окрестностей станции метро «Текстильщики» была футуристическая летающая тарелка, попавшая в наше время из эпохи застоя.
Её построили в 1980-м году по проекту архитектора Юрия Регентова. «Летающей тарелке» суждено было стать музеем одного из флагманов московской промышленности - Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Для непосвящённых уточню, что это тот самый завод, с конвеера которого сходили знаменитые «москвичи».
Музей был открыт в пятидесятилетний юбилей со дня основания предприятия. В недрах «тарелки» разместилась уникальная коллекция автомобилей разных годов выпуска. В экспозиции были представлены вполне обычные классические модели, экспериментальные образцы и разного рода автомобильный антиквариат, вроде копий фордов, которые завод выпускал на заре своего существования.
В девяностые годы завод начал испытывать финансовые трудности и музей закрылся. Некоторое время здание стояло пустым, потом в нём размещался «музей восстания машин» со скульптурами роботов. Коллекция автомобилей переехала в музей ретро автомобилей на Рогожском валу. Будущее «летающей тарелки» много лет вызывало беспокойство у неравнодушных к истории отечественного автопрома и, как оказалось, не зря. В начале этого года её начали разбирать. Согласно сообщениям в прессе - знаковое для Текстильщиков здание хотят перенести в другое место. Будем надеятся, что так и будет, и что «тарелка» не пропадёт.
В то же время мне немного обидно за Текстильщики. Это и без того не лучшее место в Москве, так ещё и одна из немногих его достопримечательностей уезжает неизвестно куда. Что в итоге останется там?
Второй снос, который я случайно увидел за последний месяц, прямо сейчас ведётся в Сокольниках. Там разрушают местный дворец спорта, чтобы построить новый - с кафе и магазинами.
Первая ледовая арена появилась на этом месте в 1956-м году. В то время она представляла из себя залитую водой коробку, окружённую трибунами, под которыми размещались помещения для спортсменов. Перед универсиадой 1973-го года над ареной возвели крышу. В 1975-м году после окончания матча между канадской юниорской командой «Берри Кап» и юниорской сборной СССР произошла давка, которая унесла жизни двадцати одного человека. Они погибли из-за жвачки. На матче и после него канадцы раздавали жвачку, что привлекло большое количество местных подростков. Когда матч закончился, народ ломанулся к месту раздачи и по неизвестной причине упёрся в закрытую решётку, перегородившую выход из тёмного коридора. Болельщики позади людского потока яростно напирали вперёд, а те кто стоял впереди - теряли сознание от удушья. Трагический инцидент не был упомянут в прессе, но к московской олимпиаде восьмидесятого года производство вожделенной жвачки было-таки налажено, дабы не ударить в грязь лицом перед иностранными гостями. Уж такая у нас у русских исконная черта, сами-то мы потерпим, но перед иностранным гостем, особенно западноевропейским и американским, всё должно быть по первому разряду. Я, кстати, жвачку не люблю, года два уже её не покупал.
В предверии олимпиады дворец спорта был закрыт на реконструкцию. В результате под уже имеющейся крышей было построено пятиэтажное здание с раздевалками, тренажёрным залом, буфетом, административными помещениями и пресс-центром. Во время олимпиады на новой арене проходил гандбольный турнир.
Не сказать, чтобы я считал эти стены родными, но в детстве пару раз был внутри на новогодних ёлках. Я привык, что слева от главного входа в парк стоит брутальный дворец спорта, окрашенный в жёлтый цвет. Ну, что же, теперь будет стоять другой. Жизнь меняется.
А вот об исчезновении двух кирпичных домов возле станции метро «Перово» я буду сильно жалеть. Сколько я себя помню, они всегда были частью моей среды обитания.
Эти небольшие домики относятся к экспериментальной серии МГ-1. В каждом из них всего шестнадцать квартир. Построены в 1958-м году. Такие вот мини-версии кирпичных хрущёвок.
На этой фотографии виден новый дом, недавно построенный по программе реновации. Думаю, что примерно такой же появится на месте милых четырёхэтажек из силикатного кирпича. Эти домики будут снесены раньше, чем окружающие их стандартные панельные хрущёвки. Организовать переезд из шестнадцати квартир легче, чем из восьмидесяти.
Приглядевшись к окнам, я вижу, что некоторые переселенцы решили не перевозить вещи из старой жизни в новое жильё.
В паре сотен метров от этого места есть другая площадка для строительства нового жилья. Сейчас там сносят бывшую школу 1939-го года постройки. Длительное время она никак не использовалась. В общем-то это всё, что я хотел сказать на сей раз. Спасибо за дочитывание.