3,9K подписчиков

Как я перестала делать домашку с ребенком и что из этого вышло

13K прочитали

Хочу поделиться своей историей о том, как перестала вместе с ребенком сидеть над домашкой и сделала учебу его зоной ответственности — проблем с успеваемостью не возникло и гаджеты я не отбирала. Всё по рекомендациям известного психолога Екатерины Мурашовой. Вся информация — в открытом доступе.

Хочу поделиться своей историей о том, как перестала вместе с ребенком сидеть над домашкой и сделала учебу его зоной ответственности — проблем с успеваемостью не возникло и гаджеты я не отбирала.

Я мама девятилетнего третьеклассника. Успехи у моего ребенка средние — пятерок с неба не хватает, но и в двойки не скатывается. Программа у нас общеобразовательная, прямо скажем, щадящая: русский, чтение, окружайка, один иностранный, в общем, как у всех. Первый и второй классы прошли гладко: ребенок оставался до вечера в продленке, уроки проверял учитель. В третьем попросился ходить домой сам. Вот только домашние задания в его планы не входили.

Поначалу я только проверяла задания, которые он делал до моего прихода с работы. Ошибки были, он их исправлял. Времени на это уходило немного, но мне всё равно было непросто: свои 8 часов я отработала, больше включать мозги не хочется, а надо. Потом стала замечать, что сын уроки делает на тяп-ляп — всё равно же я проверю. То есть на проверки и исправления начало уходить больше времени. Дальше — больше: смотрим дневник вместе, а он вообще задания пропустил и даже не начинал: «Ой, не заметил. Ну ты же все равно проверишь, мам…» — и глазки котика из «Шрека».

Хочу поделиться своей историей о том, как перестала вместе с ребенком сидеть над домашкой и сделала учебу его зоной ответственности — проблем с успеваемостью не возникло и гаджеты я не отбирала.-2

Это я сейчас рассказываю спокойно, но поверьте, даже невыученные английские местоимения способны превратить меня в настоящую фурию. Я и просто ругала ребенка, и ограничивала гаджеты (у нас стоит лимит, играть можно только после уроков), и в выходные развлечений лишала. Но, во-первых, это не работало, а во-вторых, мне самой это не нравится — я быстро отхожу и чувствую себя виноватой.

Думала вернуть в продленку, но напоследок решила почитать детских психологов. Очень понравился стиль Екатерины Мурашовой — иронично и прямо в лоб, мне такое нравится. У нее много примеров из жизни.

Вот ключевые советы, которые я выписала и которым теперь следую, как аффирмациям. Цитирую из ее бесплатного курса «Учеба без слез» с видео и конспектами.

  • «У родителя, который полностью контролирует учебу, не должно быть иллюзий, что однажды ребенок придет и скажет: “Теперь я сам”».
  • «Родитель сам решает, помогать или не помогать ребенку в учебе. Но если вы решили дать больше самостоятельности, то этому решению нужно следовать до конца: только так получится воспитать ответственность.

Например, вы определились, что форму для физкультуры ребенок теперь собирает самостоятельно. В таком случае не надо весь вечер накануне кричать и напоминать: “А ты футболку положил? А кроссовки?” Примите факт, что теперь это ответственность ребенка — и только его.

И вот, в день физкультуры, когда вы собираетесь выходить в школу и видите, что у ребенка в руках нет формы, вы не напоминаете ему о забытом мешке (решение уже принято!), а молча идете в школу. А когда ребенок приходит домой и жалуется на то, что забыл форму и ему поставили двойку, вы спокойно принимаете это и еще раз объясняете, куда лучше положить этот мешок, чтобы больше не забывать».

Кадр из курса «Учеба без слез»
Кадр из курса «Учеба без слез»

Еще Мурашова предлагает сделать очень смелый эксперимент:

  • Сложите все оценки из его электронного дневника за последние три недели и разделите на их количество. Получится средний балл: например, 3,7 или 4,5.
  • Признайтесь ребенку, что вы устали контролировать его учебу и делать вместе с ним уроки. Теперь вы готовы только подсказать, если что-то непонятно, — не более.
  • Через три недели самостоятельной работы снова рассчитайте средний балл. Да, он может резко упасть, может сильно улучшиться, но, как показывает практика, в большинстве случаев средний балл остается неизменным. Родитель понимает, что вложенные силы и накопленная усталость не соизмеримы с одной десятой, которую и составляет их помощь.

Я почитала статьи Мурашовой, прошла этот курс, обдумала, насколько я реально готова вовлекаться в учебу сына — без негатива и ультиматумов. И поговорила с ним. Сказала: «Значит так, с сегодняшнего дня отвечаешь за свои уроки ты. Я готова проверить, но только один раз — исправленные варианты будут на твоей совести». Сработало — поначалу оценки оставались прежними, а сейчас даже стали лучше. Сын получает поддержку от меня, но мотивация учиться у него собственная, без нагоняев.

Зарегистрируйтесь на курс прямо сейчас, чтобы понять, какой подход сработает с вашим ребенком и что поможет ему развить самостоятельность, а вас сделает спокойным родителем без чувства вины и лишнего стресса — ведь именно такими мы нужны нашим детям.

Всем дзен!