Найти тему
578 подписчиков

Алевтина Петровна. "Станичные были". Казачий поэт и писарь Юрий Борисович Жуков .

Гундоровцы на речке. Катание на коньках.
Гундоровцы на речке. Катание на коньках.

Петя верил в Бога. Бабушка иму часта рассказывала, шо у чилавека есть тела и душа. Приходить карачун, тела памираить, а душа живёть. Есть рай, есть ад. Добрые люди идуть в рай - тама цвиты, птицы пають. Злые идуть у ад. Тама дюже пагана - черти людей жарють на скавародках. ,, Унучик, вот был случа'й : пришёл к чилавеку карачун и душа пакинула телу. Глидить душа - страшный суд и судья у белых адёжах. А перед им висы. На адной чаше добрые мастырки, на другой паганые. И ни могуть чаши переважить ни туды, ни сюды.

И тута литить галубок и нисёть насавой платок, шо вон кадысь нищему паддудолил. Кинул платок на добрые мастырки и ани переважили. Чилавек паехал у рай. У раю главный Бог и иво ангелы. У аду дьявал и иво слуги - черти. Усе преступники, хулиганы, каплюненики идуть у ад." Петя верил бабушке, ана ни магла брихать, значить верил и в Бога. Хучь вон не видал никады ни чертей, ни ангелав , но микитил шо ани есть.

Коля Метелкин тожить верил в Бога, иму бабушка ( Никифоровна ) аб ём гутарила. У ниво не было' ни аднаво деда, и вон аб их ничиво не кумекал. А бабушка тольки адна - батина мамаша. Вон дажить сумливалси, шо энта их радавая хвамилия. Апасля Гражданскай многие казаки миняли хвамилии. Был Тимощенков, стал Тимощенко, был Ющенко'в, стал Ю'щенко. Многа чухнули с хутаров на шахты, а то и в гарада.

Пацаны над ими смиялись, гутарили шо бога нима, а ани успаряли шо есть. Нихто никаму не мог устрилять. А вот Алевтина Петровна стала гутарить шо бога нима: ,, Сейчас 20-й век, век просвящения. Люди в космос летают и никакого там бога не видели. Учёные доказали , что Бога нет. Это мракобесие, пережиток царизма. Бабки они старые, отсталые, из ума выжившие. Говорите им , что бога нет".

И Тугожилов стал успарять с бабушкай. Пыталси ей устрилять, шо Бога нима. ,, Ну и иде ш ани энти ангелы и черти, чиво й та я их ни разу не видал". ,, Унучик, у мине был дедушка. Ты иво никады не видал и не мог видеть. Но ты мине вериш, шо вон у мине был?" Ну да, как же без дедушки , и унуки не раждаюца." Микитил Петя. Но тут жа в микитру втимяшилась мысля:,, Вон Егор кинул кашака у калодец - чиво ш иво черти не наказали? А дедушка налыгнул пряжкай".

,, Унучик, дети да семи лет щитаюца безгрешными". ,, А пачиму Бог не наказуить разных нигадяив?" ,, Унучик, мине страшна за тибе, какой ты бизбожник. Жалисна мине вас. Я та памру, ни даживу да канца свету, а вы даживете". Сказана в Писании:,, Даю вам две тысячи лет, пакаитесь прибавлю, не пакаитесь убавлю". Алевтина Петровна сухая пятидесятилетняя женщина, нибальшова росту. Лицо ничем не примичательная.

Ана дюжить не любила казаков:,, Казаки - это царские опричники, отсталые, реакционные. Они шли за царя против трудового народа. Казаки расстреливали демонстрации. Они не поддержали революцию и выступили против." Петя усе энта перчертыргивал бабушке. Бабушка заплакала :,, Царскую семью расстреляли. Ладна царь, но дитей та за что ? Чиво паганава сгандабили принцессы и цесаревич? За што их?

Казаки , унучик, были рабатяги, висёлые, дабражилательные люди. Такова пьянства , как зараз , тады не было'. Ежели и пили, то дюжить редка и дюжить патрошки. Мензурки ( рюмки ) с наперстак. Впятиром цедють энту бутылку ( 0,5 л. ), ишо и аставалась." ,, А как жа в ,, Тихом Доне" глэкають мутняк стаканяками". ,, Не было' такова - энта брихня." Кады бабушка успаминала то время, кады издеся жили казаки, ана ажник свитилась. Любила бабуля казаков и то время.

Апасля Гражданскай ничиво харошива в её жизни не было'. То голад, то дидуню у калхоз загнали, усё атабрали. Сад стал калхозным. ,, Приедуть на брычках, байдиками пазбивають яблаки, дули зеленцом и паехали васваяси. Валя пришла са школы плачить :,, Нашиму Чуприку ( бык ) хвост атарвали ( калхозники )." ,, Бабушка, а дедушка ваивал?" ,, Нет унучик, иво па хвори не взяли у армию". Тольки дюже апасля, кады дидуни вже не было' 20 лет, вон узнал правду. Шо дидуня тожить участвывал у ,, Сапративлении".

У школи хто й сь с пацанов хвалилси , шо иво дед служил у Буденного, беляков рубал. Дюжей усех кичилси Колька Астахов сваим дедам будёнавцем. Но вже кады ани стали узрослые и пашла мода на казаков ( ,, Возрождение" ), то энтат же Астахов чухал на ухи , шо иво дед был за белых. А Тугожилов гутарил, шо иво дедушка не ваивал из за хвори. А Метёлкин молчал , вон ничиво не кумекал а сваих дедах.

За Амелькиным был мост ж. д. через речку. Четвёрка пацанов слыгались кола маста , шоб курить - Метёлкин, Тугожилов, Сладков и ишо адин пацан , млачше их на год, Горшков. Неделю бегли кажный день как на работу, апасля школы. Горшкова прижали радитили и вон усё разгутарил - хто, иде, чиво и с кем. Иво мать пришла у школу и к Алевтине Петровне. И вот вже трое ,, супчикав" ( Сладков, Митеёлкин, Тугожилов ) стаять перед классам у даски.

Алевтина Петровна грозна аглидела нигадяев и начала с Тугожилова: ,, Ну ладно Метёлкин - у ниво лицо круглое, кровь с молоком. Ну ты, Тугожилов, худой, бледный, куда тебе ещё и курить!?" Ухи пабурели , у микитру втимяшилась мысля:,, Как же стыдна". Больше ни Тугожилов, ни Метёлкин никады не курили. А Сладков и Горшков втинулись у энту заразу.

Будучи вже у третьем классе, пацаны с иво классу играли с четвераклашками у футбол. А девки с учительницами двух классав ,, балели". Ихняя каманда прафукала. У класси Алевтина Петровна разбирала игру:,, Ну многие ребята играли хорошо - например Фарид Шахдулин, Коля Ковтун. Ну вот Тугожилов бегал по полю и не разу по мячику не попал". Петя пакраснел. Да, вон смикал, шо не вмеить играть у хвутбол. Но всёдно стыдна.

Прадалжения следуить. Названия и хвамилии выдуманы.
Казачий писарь и поэт Юрий Борисович Жуков

Казачий писарь и поэт Юрий Борисович Жуков
Казачий писарь и поэт Юрий Борисович Жуков

Благодарю за внимание! Делитесь своим мнением в комментариях!
Если понравилось, приглашаю подписаться на канал Наследие предков