В марте 1942 г. Главным управлением имперской безопасности Третьего Рейха был основан диверсионный орган под названием «Организация «Цеппелин» (Unternehmen Zeppelin) – для подрывной работы в советском тылу.
Нацистские стратеги рассчитывали дестабилизировать советские регионы, имеющие важное оборонное и промышленное значение; простимулировать антиправительственные настроения проживающего там населения.
Эти задачи намеревались решить заброской подготовленных агентов в тыловые районы СССР. Они должны были развернуть там антисоветскую и националистическую пропаганду, организовать антибольшевистское повстанческое движение, осуществлять диверсии и теракты.
Направления работы «Цеппелина»
Общие положения работы организации «Цеппелин» были обозначены в «Плане действия по политическому разложению Советского Союза». В соответствии с этим планом, подготовка агентуры велась в следующих спецгруппах:
- разведывательных – для сбора и передачи информации из СССР;
- пропагандистских – для распространения социальной, национальной и религиозной пропаганды, стимулирования панических и пораженческих настроений;
- диверсионно-террористических – для проведения политических диверсий и акций террора;
- повстанческих – для организации и проведения восстаний, сколачивания недовольных советской властью людей в партизанские отряды.
Многоступенчатая подготовка, с постоянной выбраковкой материала
Вербовка курсантов «Цеппелина» велась в лагерях советских военнопленных. В первую очередь, стремились привлечь к спецподготовке тех, кто был противником большевиков, а также уголовников.
Отобранных из лагерей лиц переводили в специально созданные организацией «особые лагеря» – для углубленной проверки, наблюдения и первоначального обучения. После прибытия в лагерь каждый рекрут звался «активистом». В особых лагерях «активисты» походили через тройную фильтрацию.
Тех, кто по каким-то причинам был признан не внушающим доверия, возвращали в концлагеря или отправляли на работы в Германию. Оставшихся переводили в предварительные лагеря (форлагеря).
Там «активисты» регистрировались, получали обмундирование (униформу солдат бывшей чехословацкой армии) и документы: «Удостоверения личности активиста». Далее «активисты» принимали присягу на верность Германии.
Ещё в форлагерях «активистов» сразу разделяли на три группы по национальному признаку: Русские, Кавказ; Средняя Азия. Размещали их в отдельных казармах.
На всех стадиях подготовки в «Цеппелине» будущие агенты подвергались массированной обработке немецких пропагандистов. «Активистов» возили на экскурсии в города Германии, на образцовые сельские хозяйства Третьего Рейха. Особой спецподготовки в форлагерях ещё не было. Только радиодело.
Периодические проверки агентов на преданность не прекращались. В форлагерях также отсеивали лиц, непригодных для дальнейшего использования в качестве диверсантов. Их переводили во вспомогательные военные подразделения, либо поручали им вести агитацию среди «остарбайтеров» и населения оккупированных советских территорий.
После ещё одной тщательной фильтрации тех, кто лучше всего зарекомендовал себя, уже направляли к конечному пункту назначения – в разведывательно-диверсионные школы «Цеппелина».
Диверсионная подготовка «повязанных кровью»
Они назывались гауптлагерями. Там агентов делили, в зависимости от их личных качеств, на получение квалификаций: разведчика, радиста, диверсанта-подрывника, пропагандиста. И – всячески «натаскивали» в спецподготовке именно по этому направлению деятельности.
Самых способных учили сразу на две специальности. В гауптлагерях на первое место выходила специальная подготовка, а пропагандистское «промывание мозгов» уже отступало на второй план. Всех без исключения учили топографии и ориентированию на местности.
В целях конспирации, агентов селили и обучали раздельно друг от друга. После прохождения полного курса спецподготовки сколачивались агентурные группы. Их участники легендировались и отправлялись на переправочные пункты, для уточнения и усвоения деталей предстоящей переброски и спецзаданий.
Вскоре добавился ещё один важный пункт подготовки агентов. После форлагерей «активистов» стали направлялись в подразделения СС, где в течение месяца их заставляли принимать активное участие в карательных акциях против советских партизан и заподозренного в связях с ними мирного населения. Это было своеобразное "испытание кровью".
Эта «промежуточная станция» имела большое значение: будущие агенты обагряли руки кровью соотечественников и привязывались этой кровью к своим немецким хозяевам.
При комплектовании группы напарников для последующей заброски в тыл в неё включался старший – радист, обязанностью которого было постоянное наблюдение за остальными членами своей группы и немедленная ликвидация того, кто станет действовать не по плану.
Перед заброской в советский тыл агенты «Цеппелина» получали советскую военную униформу или гражданскую одежду, документы, деньги, взрывчатку, оружие и гранаты. Фиктивные документы изготавливались очень качественно: солдатские книжки или офицерские удостоверения, свидетельства о болезни, проездные документы, чистые бланки с проставленными на них оттисками печатей.
Питомцам «Цеппелина» обещали в будущем руководящие посты средней руки в будущих рейхскомиссариатах и марионеточных государствах, которые будут созданы на обломках СССР.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как вы считаете насколько эффективны подобные формирования?