На уроке, когда прослушали классическую мазурку М.И. Глинки и полюбовались милой Варенькой, трогательно танцующей с отцом, мне не дали перейти к потрясающему контрасту рассказа (помните? Отец, танцующий с дочерью – и тот же отец, командующий экзекуцией и проверяющий, не слабо ли бьют!) С «камчатки» раздался формирующийся басок:
– Вы только не ржите все, но как вот они в таких платьях в туалет ходили?
Начавшийся хихик оборвала староста класса:
– А что вы смеётесь, и сейчас, если честно, девочкам сложнее, чем парням, а в те годы, да в этих юбках, да с этими длинными подолами…
Я пообещал экскурсию в музей, где хранителем фондов была бывшая моя выпускница, мы вернулись к конфликту рассказа, а ведь вопрос очень интересный.
Греческие и римские туалеты, удобные, с водопроводом и даже музыкой, исчезли вместе с гибелью античного мира. Общественных туалетов в Европе не было до средины ХІХ века, поэтому дамы отправлялись в гости только со служанкой – она помогала в этих интимных процедурах, ведь платья носили с множеством нижних юбок, оборок, кружев… Нужно было отлучиться из общей беседы со словами: «Je dois sortir» («Мне надо выйти») – так родилось слово «сортир», или объяснить, что нужен «toilette» – туалет, накидка, чтобы поправить причёску. А там, уединившись со служанкой, дама находила искомое:
А на каком-то светском приёме дама исчезала на миг, потому что служанка шептала, увидев нетерпение хозяйки: «Бурдалю!» Так называли особый предмет изящной формы, который служанка, пользуясь длинной ручкой, пристраивала прямо под платьем хозяйки. Французы утверждают, что это название – месть женщин проповеднику Луи Бурдалу, который мучил слушателей невероятно длинными проповедями, поэтому приходилось пользоваться такими вазами прямо во время вдохновенного слова проповедника. Этой же «вазой» пользовались в дороге, не выходя из кареты.
Разбирая архив Николая І, нашли упоминание о том, что за изготовление женского «дорожного судна» было уплачено восемнадцать рублей – , очевидно, для путешествий императрицы (хорошие деньги по тем временам).