Найти тему
ФОМ

Как менялось потребительское поведение россиян на фоне валютного кризиса 2014–2015 годов и пандемии

Оглавление

Эксперты ФОМа проследили многолетнюю динамику ответов на вопрос о крупных расходах россиян, чтобы понять, как менялось потребительское поведение населения во время двух кризисов.

Так, в августе 2014 года доля осуществлявших крупные покупки составляла 59%, в сентябре она пошла на спад и в мае 2015 года опустилась до 43–45%. Затем начался рост до почти докризисных 57% в сентябре, после чего последовал новый виток падения до 48–49% с января по май 2016 года. Пандемия также сказалась на доле осуществлявших крупные расходы. С 55% в самом начале эпидемии этот показатель снизился до 52% во время второй волны, но к сентябрю 2021 года он вырос до 59%, а к концу года уменьшился незначительно.

Однако причины снижения потребительской активности в этих двух случаях были разные. Если во время валютного кризиса это были материальные трудности, с которыми население столкнулось из-за проблем в экономике, то в 2020 году потребительская активность сократилась вынужденно, из-за недоступности множества товаров и услуг на фоне локдаунов и закрытия границ.

При этом показатели, свидетельствующие о динамике крупных расходов, снижались не так сильно, как во время валютного кризиса, и быстрее восстановились до докризисного уровня.

Бебиситтинг в онлайне: как такое возможно и кому это нужно

-2

Пандемия заставила сервис бебиситтеров Kidsout радикально изменить свою работу. Партнер компании Ирина Андреева говорит, что многие сотрудники – а их почти 5000 – и раньше работали удаленно, но теперь сервис предложил клиентам новые продукты: онлайн-бебиситтинг и детские сады в онлайне.

Такого раньше на рынке не было. Например, в пандемию в Kidsout обратилась IT-компания с целью организовать для детей сотрудников онлайн-занятия в то время, когда у родителей проходят рабочие встречи и совещания.

Команда сервиса предложила концепцию детских садов в онлайн-режиме, а позже реализовала ее еще в нескольких компаниях.

Сравнивая нынешние финансовые показатели с теми, что были до пандемии, Ирина Андреева отмечает, что несмотря на заметный рост, сервис мог бы иметь и более впечатляющие результаты – сейчас у него 500 заказов в сутки, а могло бы быть 700. Очевидно, что сейчас спрос на подобные услуги в онлайне снижается. Они востребованы узкой категорией людей, и Kidsout стремится расширить аудиторию. «Мы видим, что онлайн-ситтинг точно нужен определенной категории людей, но она уже не такая массовая, как в период самоизоляции, когда все вынуждены были этим пользоваться. Доработка этого направления – задача на будущее, когда мы сможем донести широким массам, как это работает, кому и в каких ситуациях может пригодиться.

Когда мы придумывали онлайн-ситтинг, мы разбирали различные варианты. Например, ребенок скучает в пробке, или с инфекционным заболеванием сидит дома, или лежит в больнице с переломом – ему грустно, скучно и нужен классный взрослый, который поиграет с ним», – рассказывает Ирина Андреева.

Каждый четвертый россиянин боится потерять работу

-3

Настроения населения в отношении своего финансового положения из-за пандемии в новом году не изменились. По данным ФОМа, индекс «Экономические ухудшения» уже третий месяц держится на уровне 23 пунктов из 100 возможных. О снижении доходов по-прежнему говорят 35% опрошенных, об усилении экономии – 38%. Значение индекса «Экономические опасения» снизилось на 2 пункта, до 17 из 100 возможных. Аналитики отмечают, что это минимальный показатель на фоне всех замеров, ранее такое значение было зафиксировано только в сентябре 2021 года, когда большинство индикаторов, характеризующих восприятие населением экономических последствий пандемии, выглядели наиболее благоприятно. В январе доля опасающихся потерять работу составила 24%, доля опасающихся сокращения зарплаты – 15%.

Из отдельных социальных групп эксперты выделяют самых молодых мужчин и женщин (до 30 лет): среди первых оба индикатора экономических последствий пандемии снизились, а среди вторых, наоборот, выросли.

Чуть меньше стали жаловаться на текущие финансовые проблемы из-за пандемии и опасаться их в будущем мужчины старше 60 лет, а также москвичи.

Понравился обзор? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.

Читайте также:

Как изменится жизнь после пандемии: что думают об этом россияне
ФОМ28 января 2022

Что россияне думают о штамме омикрон
ФОМ21 января 2022

#потребление #трата денег #экономика #безработный #сокращение штата #ковид-19 #пандемия коронавируса #няня для ребенка #онлайн-ситтинг