Выросший в очень богатой семье итальянских аристократов, он провёл многие годы в заключении и ссылках в Советском Союзе. Он сделал для отечественной авиации больше, чем любой другой авиаконструктор. Но его имя так и осталось мало известно, а рассекречено было только после падения СССР.
Когда в 1968 году поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ-144, никто не знал, что КБ Туполева лишь слегка доработало чертежи двадцатилетней давности, созданные загадочным итальянцем. Его изобретения настолько поражали своё время, что из всех спроектированных им машин, только четыре были доведены до испытаний, и только одна выпускалась серийно.
Но практически все летательные аппараты, когда-либо построенные в СССР и России, даже знаменитый "Буран", включают в себя его открытия и технологии. Специалисты в данной области сравнивают этого гениального человека только лишь с Леонардо да Винчи. Настолько он был гениален и способен был предвидеть будущее.
Барон Роберто Бартини, гений авиационной мысли ХХ века, приехал в СССР строить коммунизм. Даже многомиллионное наследство своего отца он полностью отдал компартии.
В "благодарность" за это, плюс за свои уникальные чертежи, которые он привёз из Италии и передал Тухачевскому, его увозят на Лубянку. Там из него выбивают показания о "работе на итальянскую разведку". И на десять с лишним лет коммунист Бартини становится заложником и жертвой своего идеала. Многие свои гениальные открытия он совершает сидя в тюрьме.
Он изобрел первый в мире реактивный истребитель с измеряемой геометрией крыла, первое крыло двойной стреловидности, без которого не было бы американского "шаттла". Он изобрел первый широкофюзеляжный пассажирский лайнер, множество узлов и деталей, которые до сих пор используют в авиастроении.
Его идеи настолько фантастичны, что в них никто не верил. Но постепенно Бартини в тюремных "шаражках" приобретает репутацию гения и чудотворца. Он единственный авиаконструктор, фюзеляжи которого не нуждались в "продувке" в аэродинамической трубе. Настолько точно он мог их просчитать.
После освобождения в 1946 году он стал главой КБ Таганрогского авиазавода. Но выезжать из этого южного городка он не мог, хотя и был не под стражей. Он знал, что его имя никогда не появится на фюзеляже серийного самолёта. Он знал, что авторами его идей всегда будут считаться другие люди. Но он, тем не менее, продолжал их без конца генерировать, одну за другой.