Почему многих так раздражают двухцветные или комбинированные часы – например, сталь с золотом? Или титан с розовым золотом? То, что это раздражает, - несомненный факт. В Америке, стране Submariner, комбинированная модель этих любимых когда-то подарков отставным полицейским на вторичном рынке всегда стоила дешевле, чем стальная.
Доступная статистика продаж по отдельным брендам подтверждает, что комбинированные часы не пользуются спросом у любителей часов. Всегда ли так было?
От рождения часы были монохромными. Стальные, хромированные, золоченые и золотые. В 1920-е годы арт-деко – шикарный и одновременно изысканный стиль, порождение «ревущих двадцатых» – коснулся и облика наручных часов. Именно в это сказочное теперь десятилетие появились первые «двухцветные» часы. Были они не из стали с золотом, как сегодня, а из белого золота с золотом желтым или красным. Цветным золотом выделялись какие-то отдельные элементы корпуса, стрелки, циферблат. Подобные часы стоили дорого и в равной степени служили как измерителем времени, так и достойным украшением. Одними из первых (из известных сейчас брендов) комбинированные часы предложил своим клиентам Rolex, выпустив сразу несколько золотых моделей своей линейки Prince.
Широкого распространения они не получили - эти часы были столь же красивы, сколь и дороги – около 500$, огромные деньги по тем временам. Так, стальные модели того же Rolex стоили от 40$ до 80$.
В 1930-е и 1940-е появились двухцветные часы из стали и золота. Rolex выпустил стальные с золотом Bubbleback в различных комбинациях, очень популярные в те годы, а VC представил свою классическую линейку хронографов, корпус которых был стальным, а безель, циферблат, стрелки, заводная головка и пушеры сделаны из розового золота. За Rolex и VC последовали другие крупные бренды.
В скупые послевоенные годы золото на комбинированных часах стали заменять позолотой. Технология золочения – нанесение тонкого (микронного) слоя золота на стальные или латунные части корпусов, циферблатов или браслетов - позволила снизить цены на комбинированные часы до их монохромных стальных аналогов.
И несмотря на это, в целом комбинированные модели имели ограниченный успех и составляли небольшой процент (5-10%) от общего выпуска.
Так продолжалось до середины 1980-х годов.
1980-е годы – годы глобальных социально-экономических перемен. Взрывное развитие новых технологий, крушение мировой социалистической системы, открытие новых экономических возможностей и, как следствие, банальное преклонение перед богатством и его внешними проявлениями. 1980-1990-е – яркие и неэкономные годы в политике, культуре, моде, поп-музыке; годы демонстративного потребления и демонстрации богатства. Золотые цепочки, пряжки, ручки, цепи, браслеты и часы… Кто не мог позволить себе золотые часы, желал иметь отсвет золота, этого символа удачи, хотя бы на стали.
Последующие пятнадцать лет стали буквально золотым временем для золотых часов, в том числе и комбинированных. Даже брутальные дайверы делали из мягкого и уступчивого золота: была, например, у Breitling золотая модель Superocean с водозащитой 1000 м, единственная в своем роде, со вторым, внутренним корпусом из титана – для сопротивления давлению.
И, хотя в эти годы двухцветные часы не производил только уж совсем ленивый, символом времени перемен запомнился стальной с золотом Rolex Datejust.
Моими, пожалуй, единственными комбинированные часами были Rolex Date 15200 с золотым циферблатом, стрелками и метками, купленные как раз в те годы. Красивая была модель... Жаль, не фотографировал свои часы - как ни странно, я сейчас не смог найти именно тот вариант в бездонной Сети.
На самом деле, в те годы были созданы немало стильных и вполне гармоничных комбинированных моделей: AP RO, VC, Cartier, Rolex и другие.
Когда 1990-е закончились, интерес к золоту на шее и руках стал ослабевать.
Мировую экономику потрясли кризисы 1998 года, затем 2008 года, затем 2014 года… Инфляция и сокращение доходов населения привели к непопулярности внешней демонстрации богатства. И золото, как вечный символ этого богатства, тоже стало непопулярным. В цивилизованных странах по-настоящему богатые люди сменили золотые и платиновые PP на пластиковые G-Shock и стали одеваться «под народ». Часовая промышленность отреагировала со скоростью свободного рынка и заполнила витрины магазинов роскошными в своей «демократичности» спортивными стальными, титановыми, карбоновыми и другими часами из неблагородных и неброских, но непростых материалов. Появилась даже неожиданная имитация для тоскующих по желтому металлу покупателей - часовые корпуса из бронзовых сплавов. Вроде бы блестит почти как золото, но все же доступная бронза, не придерешься.
Исчезло золото – исчезли и золото-стальные комбинации. Нет, на самом деле золотые часы никуда не исчезли, так же, как никуда не исчезли богатые любители демонстрационного потребления, и ценовые рекорды на часовых аукционах последних лет тому подтверждение. Просто это стало публично не модно, ну, не тактично по отношению к беднеющему населению.
Часы стали комбинировать не из золота и золота или стали и золота, а из стали и карбона, например. Но, по мне, это уже совсем другие комбинированные часы и речь здесь не о них…
Впрочем, остались еще места на планете, где трепетное отношение к золоту в часах не изменилось. Например, страна аниме, каратэ, суши и часов Seiko, Citizen и Casio. Золотые элементы присутствовали в дизайне японских часов с 1960-х и, думается, будут подчеркивать шикарность и стоимость часов в ближайшие лет сто безо всякой этой деликатности к малоимущим. Разумеется, настоящее золото используется лишь у топовых суббрендов GS и Gredor (если говорить о Seiko), причем уже только малейшее появление золота всего лишь, скажем, на циферблате драматически повышает стоимость модели.
Такого даже швейцарцы, на что уж нещедрый народ, не практикуют. Я не знаю точно, почему небольшой вес драгоценного металла так неадекватно сказывается на цене и без того недешевых часов. И, уж если из золота делается весь корпус модели, ее цена становится и вовсе непонятной для неяпонца.
Думаю, что само золото имеет некое культовое значение для японской культуры, сдержанность и аскетизм дзен-буддизма веками не поощряли его широкого использования, поэтому даже малая золотая доза оказывает на местное население возбуждающее действие.
Большинство лимитированных, а значит особенно уважаемых, моделей разных линеек Seiko отличается именно золотыми элементами – стрелками, метками, надписями. Не золотыми – по рангу не положено – а золочеными. То же относится и к Citizen и Casio.
Кто же все это золотое роскошество потребляет? Потреблять есть кому – сами японцы, Китай, Индия, страны Ближнего Востока – словом, весь Восток с большой буквы, где перед богатством традиционно преклоняются и демонстрируют его безо всякого стеснения. И рынок этот весьма далек до насыщения. Поэтому модели комбинированных часов остались в производственных планах не только у большой японской троицы, но и у всех уважающих себя и свою прибыль производителей. И, когда говорят о непопулярности комбинированных часов, то она, эта непопулярность, имеет место быть на ограниченном западными деликатными и тактичными ценностями пространстве.
Лично меня комбинированные часы никогда не притягивали, даже в то время, когда из-за отсутствия богатства мысли о нарочитой скромности никого не волновали. Удачных сбалансированных современнных двухцветных моделей, таких, как, например, VC Patrimony, не так уж много – на мой вкус.
Всегда что-то оказывается лишним – то золота много, то, наоборот, мало, то оно чересчур желтое и блестит не к месту. Напоминает одинокий золотой зуб в стальной улыбке продавщицы советского магазина (кто помнит такое). Для меня комбинированные модели получаются какими-то компромиссными – и не шикарность чистого золота, и не строгость шлифованной стали или титана.
Впрочем, возможно, кому-то по душе именно такая середина – вопрос вкуса.