Найти в Дзене
Загадки истории

КУМИРЫ ХХ ВЕКА #4.3/Любовь на Олимпе/3.Коммунизм на двоих

Оглавление

Любовь на Олимпе

Коммунизм на двоих

Брак режиссера Григория Александро­ва со звездой советского экрана Лю­бовью Орловой считался образцовым. Пара во все времена жила особой, привилегированной жизнью. Они име­ли то, что не снилось основной мас­се советских людей. Но так ли были счастливы вместе Любовь Петровна и Григорий Васильевич?

Открытые и улыбчивые, режиссер ле­гендарных фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга» и его жена, звезда этих картин, жили роскошной жизнью. Но одновременно жизнь их была очень закрытой. На виллу звезд­ной пары во Внукове, где они проводи­ли основную часть времени, почти всем вход был заказан.

Григорий Васильевич Александров (1903-1983) - советский кинорежиссер, сценарист, педагог
Любовь Петровна Орлова (1902-1975) - советская актриса театра и кино, певица, танцовщица, пианистка
Григорий Васильевич Александров (1903-1983) - советский кинорежиссер, сценарист, педагог Любовь Петровна Орлова (1902-1975) - советская актриса театра и кино, певица, танцовщица, пианистка

Скелеты в шкафу

На людях они всегда обращались друг к другу на «вы». Гости правитель­ственных приемов, обласканные «во­ждем народов», Орлова и Александров, как позже выяснилось, ненавидели Сталина. Но вся их творческая деятельность по большому счету была прославлением сталинского СССР. Сколько же секретов хранила эта пара? Уже сама история знаком­ства Орловой и Александрова вызывает много вопросов.
По официальной версии, Григорий Васильевич Александров (Мормоненко) в 1933 году искал исполнительницу главной роли - домработницы Анюты — для своей картины «Веселые ребята». Ар­тистка требовалась универсальная: она должна была уметь петь, танцевать и обладать отличными актерским данными. Кто-то по­ советовал Александрову посетить постановку «Периколы» в студии Немировича-Данченко. И режиссер пришел в восторг от внешности и игры Любови Орловой. Артистка сама так рассказывала об этой встрече: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и все было кончено». По другой - более правдоподобной — версии, у актрисы была подруга, знакомая с Александровым. Эта женщина сообщила Любови, что постановщик ищет артистку на главную роль в музы­кальной комедии. Она, по просьбе Орловой, пригласила режиссера в гости. В непринужденной обстановке, за накрытым столом и ре­шилась судьба роли.
Орловой в 1934-м исполнилось 32 года. А действовавшие в СССР «правила игры» Любовь Петровна освоила давным-давно, в гораз­до более раннем возрасте. Она надежно скрыла от бдительной со­ветской общественности свое дворянское происхождение. Также ар­тистка не афишировала тот факт, что ее супруга Андрея Берзина в 1930 году арестовали, а в 1931-м сослали в Казахстан. Не особенно Орлова распространялась и о том, что в 1933 году она уже состояла в гражданском браке с гражданином Австрии.
У Александрова тоже имелся свой скелет в шкафу. С происхож­дением у него все было отлично: он появился на свет в 1903 году в рабочей семье, с молодости увлекался кинематографом, оказался в нужное время в нужном месте. В 1928-м Александров вместе с Сер­геем Эйзенштейном, классиком советского кино, снявшим великий фильм «Броненосец “Потемкин”», отправился в трехгодичное тур­не по Америке. Там они общались с голливудской элитой и учились снимать звуковое игровое кино. Согласно упорно ходившим слухам, отношения между Эйзенштейном и красавчиком Александровым были отнюдь не платоническими. И это несмотря на то, что в СССР Григория ждали жена-актриса и сын Дуглас, названный в честь звез­ды Голливуда Дугласа Фэрбенкса. Позже говорили о том, что союз Орловой с мужем-режиссером был вполне платоническим: деловой и творческий — да, но вовсе не любовный...

Обласканные вождем

После возвращения из США Александров в 1932 году по лично­му указанию Сталина снял фильм «Интернационал», в котором про­славлял «вождя народов» и его политику. Картина Сталину понра­вилась — режиссер получил карт-бланш. Тем временем «жить стало лучше, жить стало веселее». И снова Иосиф Виссарионович самолично поручил Григорию Васильевичу снять первую советскую му­зыкальную комедию. Заступничество главы государства спасло «Веселых ребят», съемки которых пытались «завернуть» уже на ста­дии обсуждения сценария за «безыдейность и подражание Западу». Именно во время съемок стало ясно, что между исполнительницей главной роли и режиссером возник роман. И намерения у обоих были серьезные. Их прежние спутники жизни быстро куда-то испарились. А у Любови и Григория началась новая — совместная — жизнь.
Комедия «Веселые ребята» так понравилась Сталину, что он при­гласил Орлову и Александрова на прием в Кремль. Там «лучший друг детей» удивился тому, насколько Орлова маленькая и худенькая (ее рост составлял всего 158 сантиметров). Люба кокетливо сказала, что, мол, в этом Гриша виноват — замучил ее. Глава государства погро­зил пальчиком режиссеру: «Товарищ Александров, не забывайте, что Орлова у нас одна. Беречь надо. Если с ее головы упадет хоть во­лосок, мы вас хорошенько накажем». Так что то ли согласно наказу Сталина, то ли по личной инициативе Александров опекал жену как малого ребенка и потворствовал всем ее прихотям.
Орлова стала любимой актрисой Сталина. И вслед за ним в нее буквально влюбилась вся страна. За автографами к ней выстраива­лись очереди. Открытки с изображением Любови Петровны разле­тались как горячие пирожки. Она превратилась в один из символов эпохи. После выхода кинолент «Цирк» и «Волга, Волга» — фильмов в том же жанре — артистка стала главной кинозвездой страны.
Благоволение «отца народов» выражалось не только в устных вос­торгах. Орлова и Александров построили шикарную дачу во Внукове, которая стала чем-то вроде их семейной крепости. Лишь малый круг посвященных знал, что дом полностью скопирован с американской виллы Чарли Чаплина. Поездка на Запад для Александрова прошла не зря. Он там познакомился не только с техническими, так сказать, средствами работы над игровым звуковым кино. Григорий Василье­вич, в отличие от большинства советских граждан, отлично ориенти­ровался в западном кино. И многие идеи он прекрасно заимствовал именно оттуда. Вот как критик Виталий Вульф рассказывал об этом: «...Александров слепил ее именно по образцу Марлен Дитрих. Ска­жем, в „Веселых ребятах“ у нее был знаменитый цилиндр — и толь­ко в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в ка­ком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой - у нее половина головы черная, а половина платиновая, — это тоже кадр из филь­ма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели запад­ные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кине­матографии в Малом Гнездниковском переулке».

Семейная крепость

В общем, пара жила одновременно и в сталинском СССР, и в какой-то утопической реальности, сходной с тем коммунизмом, о котором мечтали самые наивные большевики. Они обожали прово­дить время вдвоем. Даже Новый год они встречали друг с другом. Ри­туал был такой: за 5 минут до боя курантов Орлова и Александров брали в руки по бокалу шампанского и шли вперед, как бы устремив­шись в будущее. Благо размер их участка позволял подобные про­гулки. Ровно в полночь они останавливались и выпивали шипучий напиток. В эту тесную компанию не допускался даже сын Алексан­дрова от первого брака. Дуглас лишь изредка приезжал в семейную загородную обитель — там мачеха выделила ему комнату под лестни­цей. Орлова и Александров всячески демонстрировали нежные от­ ношения. Григорий Васильевич, если задерживался даже ненадолго, всегда предупреждал об этом жену. Он писал ей записочки, которые она бережно хранила. Даже такого содержания: «Буду в восемь».
Детей у них не было. Александров как-то туманно высказался в том смысле, что, дескать, Любовь Петровна сначала не хотела их иметь, а потом, увы, уже не могла. После трех своих знаменитых ко­медий Александров не снял ни одного удачного фильма. Да и Орлова не особо успешно выступала как в кино, так и на театральной сцене. Но былые заслуги позволили им остаться в ранге советских миллио­неров-небожителей. Григорий Васильевич был практически не у дел. Любовь Петровна разъезжала с выступлениями по стране.
После смерти Сталина в их жизни мало что поменялось. Прав­да, говорили, что реакция на кончину своего главного покровителя у Любови Петровны была такая: «Наконец-то эта сволочь сдохла».
Последние годы жизни Орловой были омрачены страхом непри-глядной старости. Она кучу времени и денег тратила на процедуры, которые бы позволяли ей оставаться вечно молодой. Она умерла в 1975-м. Муж пережил ее на 8 лет.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)