Он мог иметь башню высотой около 100 метров, если бы первый, утвержденный ещё в 1949 году, проект вокзала был бы осуществлён. Почему же этого не произошло?
История преображения вокзала и привокзальной территории началась ещё до войны, когда Николай Варфоломеевич Баранов, главный архитектор Ленинграда с 1938 по 1949 год, начал разрабатывать проект застройки этого промышленного района.
Про этого талантливого 28-летнего архитектора можно прочитать отдельную статью:
Район не имел выразительного облика. Но #достопримечательность в нём была - памятник "Ленин на броневике", который увековечил историческое событие - возвращение В.И.Ленина из эмиграции.
Памятник был поставлен ещё в 1926 году перед зданием вокзала напротив входа в кассовый павильон.
Авторами памятника были архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх и скульптор С. А. Евсеев.
Проект Баранова предусматривал создание двух площадей. Парадной площадью должна была стать площадь Ленина.
Баранов и его коллеги работали над проектом и в блокадные дни, а к реконструкции района приступили в начале 1944 года. По проекту памятник Ленину планировалось передвинуть от вокзала в центр новой площади.
В апреле 1945 года памятник Ленину был освобожден от маскировки, и его можно было перемещать. Но это оказалось нелегко: вес бронзовой скульптуры с пьедесталом и фундаментом был почти 200 тонн. Передвинуть монумент на 180 метров ближе к Неве смогла только специальная инженерная часть.
А с 1947 года началась #реконструкция главного корпуса Финляндского вокзала (авторы проекта Н. В. Баранов и Я. Н. Лукин).
Но первый, утвержденный в 1949 году, проект вокзала, где башня имела высоту около 100 метров, не был осуществлен, потому что Баранов был осуждён по "ленинградскому делу" и сослан в Туркмению. А в отсутствие Баранова в Ленинграде был спешно выполнен новый проект главного корпуса вокзала: объем здания, замыкающий площадь, был значительно ниже по высоте и не имел башни, которая была отнесена к категории "излишеств".
По этому проекту и началось #строительство вокзала, и только Баранову, вернувшемуся к этому времени в Ленинград, с большим трудом удалось добиться пересмотра неудачного проекта.
Николай Баранов позже писал:
«Только после возвращения в Ленинград в 1954 году мне <…> удалось добиться пересмотра неудачного проекта, но фундаменты уже были заложены, и они могли выдержать вес башни на пятьдесят метров ниже запроектированной ранее, а общую высоту главного корпуса удалось поднять только на четыре метра. Это не могло не ухудшить архитектурный облик площади».
В 1948-1955 годы по проекту Баранова на Арсенальной набережной было построено здание Калининского райсовета.
До сих пор в этом здании размещается администрация Калининского района. А большой зал заседаний в настоящее время превращен в "Концертный зал у Финляндского вокзала".
Проектированию интерьеров этого здания Баранов отдал много творческих сил. Он разработал всю внутреннюю отделку, о чём свидетельствуют его многочисленные собственноручные чертежи.
Баранов даже придумывал лично дизайн стен, плафонов, и деталей декора Центрального вестибюля и Большого зала заседаний.
В послевоенные годы началась и реконструкция фасадов здания Артиллерийской академии (архитекторы Н. В, Баранов и М. Е, Русаков).
К 1952 году её фасады были перестроены.
А вот главный корпус вокзала был закончен только в 1958-1960 году (авторы - архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин и инженер И. А. Рыбин).
В ансамбль второй площади (со стороны улицы Боткинской) удачно вошли некоторые дореволюционные и послереволюционные #постройки.
Каждое из этих зданий имеет свой образный строй, свою стилистику, но все они подчинены масштабу и строю зданий, возведенных по проектам Н. В. Баранова.
Но самый интересный архитектурный штрих этой площади - то, что в объем нового вокзального комплекса был включен центральный ризалит старого вокзала, построенного в 1870 году по проекту архитектора П. С. Купинского.
А вот до реконструкции набережной добрались лишь в 1970 году. Тогда по проекту архитектора А. В. Васильева были построены с широкие спуски к Неве с террасами b полукруглыми площадками с лестницами.
А в 2005 году на площади Ленина были построены поющие фонтаны. Хотя фонтаны на площади существовали и в 1950-х годах. Во время реконструкции рядом с Финляндским вокзалом были установлены 2 фонтана с восьмиугольными чашами, но со временем они перестали функционировать.
Зато новые фонтаны оснащены постоянно изменяющейся четырехцветной подсветкой и имеют музыкальное сопровождение. Известный композитор, коренной петербуржец Сергей Баневич специально для "Поющих фонтанов" написал музыкальное произведение, состоящее из 13 частей. Во время шоу они звучат в исполнении симфонического оркестра. Светопредставление можно посмотреть в 12:00, 21:40 по будним дням и в 12:00, 20:00, 21:00 и 21:40 в выходные и праздничные дни.
А вам нравится современный облик площади Ленина и Финляндского вокзала? Или вы бы предпочли первоначальный проект Баранова? Пишите в комментариях!
Для написания статьи использована монография о Н.В. Баранове: Баранов Н.Н., Исаченко В.Г. Главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов. Творческий путь и судьба. СПб, 2001.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь некоторые статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё о достопримечательностях рядом с Финляндским вокзалом:
- Частный музей о блокаде, в который всегда километровые очереди