Китай нашел способ наказать Украину за историю с запорожским заводом «Мотор Сич». Судебным иском на 4,5 млрд долларов дело не ограничилось.
После прихода в 2014 году к власти на Украине ориентированных на Запад политических сил, промышленная отрасль страны столкнулась с большими проблемами. Как оказалось, ни Соединенные Штаты, ни страны Евросоюза не испытывали потребности в украинской продукции. От российского же рынка Киев сам отказался, разорвав отношения с Москвой после воссоединения Крыма с РФ и частичной потери Донбасса. Некоторые заводы, находившиеся в тесной кооперации с российскими предприятиями, и вовсе были вынуждены закрыться из-за отсутствия комплектующих и возможности сбывать свою продукцию.
Такая участь ждала и запорожский завод «Мотор Сич», если бы в 2017 году им не заинтересовалась китайская компания Beijing Skyrizon. Инвесторы из КНР выкупили контрольный пакет акций предприятия, попутно вложив в свой новый актив несколько сотен миллионов долларов. Тем не менее стать полноценными владельцами завода они так и не смогли. Под давлением Соединенных Штатов киевские власти сорвали сделку, отказавшись при этом вернуть китайцам их деньги. Весной 2021 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о национализации «Мотор Сич», тем самым поставив очку в этой истории.
Однако в Китае с таким положением дел мириться не стали. Бизнесмены из КНР обратились в гаагский арбитраж с иском к Украине на 4,5 млрд долларов. Но это не все. На днях стало известно, что австрийская авиастроительная компания Diamond Aircraft Industries отказалась от двигателя АИ-450С производства «Мотор Сич» при создании турбовинтового многоцелевого учебно-тренировочного самолета DART-750. Вместо него будет устанавливаться силовой агрегат PT6A-25C канадской фирмы Pratt & Whitney.
Казалось бы, где австрийская компания, а где Китай. Но дело в том, что с 2017 года Diamond Aircraft Industries находится в собственности китайской компании Wanfeng Aviation Industry Co., Ltd, являющейся авиационным подразделением холдинга Wanfeng Auto Holding Group. Таким образом, обман КНР аукнулся Украине потерей «жирного» контракта, который мог бы выправить положение дел многострадального завода «Мотор Сич».