Фильм «Друзья на свою голову» Даниэля Коэна заявлен как комедия, и, хотя веселого в нем крайне мало, фильм наделен глубоким смыслом и ставит перед зрителем серьезные вопросы о дружбе и отношениях. И все же в список к просмотру включать его не обязательно.
Синопсис
Главная героиня – Леа (Беренис Бежо) – не слишком уверенная в себе девушка, работает консультантом в магазине и живет с Марком (Венсан Кассель), который всячески самоутверждается за ее счет. Аналогично дело обстоит и с друзьями, которые подтрунивают над ней при всяком удобном случае.
Внезапно Леа решила написать роман и издала бестселлер. Причем решилась на этот шаг девушка только из-за положительного комментария на сайте отзывов.
Никто в нее не верил, сама она тоже успеха не ожидала, однако в одночасье стала звездой, и, не смотря на едкие замечания близких, осталась такой же милой, доброй и неуверенной в себе.
Естественно, такого испытания ни отношения, ни дружба не выдержали.
Фильм оторван от реальности
Главный вопрос к фильму – в каком мире это происходит. Местом действия заявлена современная Франция, но написать бестселлер, не работая в сфере, не имея блога, не занимаясь продвижением, можно только если в мире существуют единороги, а их в сюжете нет.
В мире, где существуют искусственный интеллект, маркетинг, таргетинг, блогеры и социальные сети, ленты которых ты никогда не долистаешь до дна, написать бестселлер легко и мило, как это показано в фильме, просто невозможно.
Да, вы можете возразить, что фильм не про это, но зачем тогда фильм? Чтобы мы посмотрели на несуществующую реальность?
Главная героиня фильма – вымышленный персонаж
Или, точнее сказать, не существующий. И если с типажами остальных героев все более-менее понятно и выглядит правдиво – и мужчина абьюзер, и подруга – сплетница, и друг – творческий добряк, то к героине возникают вопросики.
Я не стану вступать в психологические дискуссии относительно всепрощающей доброты и умилительной способности снова и снова подставлять и щеку, и самооценку под удар. Зато ставлю под сомнение вопрос о возможности непринужденно добиться успеха, если даже десерт в ресторане самостоятельно выбрать не можешь. А именно такой и представлена героиня в первых же сценах фильма.
К тому же, Леа, став по сюжету успешной и богатой, не изменилась ни в чем, что тоже сомнительно. Она не стала уверенней в себе, она не стала тверже, она не научилась даже выбирать десерт, что покажут в финале картины. Зачем она прошла этот путь?
В фильме однообразные диалоги
Сюжет пресыщен разговорами о том, что друзья Леа считают ее нерешительной, идею неудачной, книгу скучной. Диалоги кажутся монотонными и усыпляют, а местами кажутся и вовсе нудными. Чего стоит одна из первых сцен в ресторане, которая длится почти десять минут.
Большую часть фильма зрителю предстоит смотреть, как самые близкие люди обсуждают главную героиню, как водится, за спиной, и параллельно пытаются самореализоваться.
Действие продолжается больше полутора часов, к концу которых ты мечтаешь только о том, чтобы все эти люди на экране перестали говорить одно и тоже.
В фильме весьма сомнительный финал
В завершение истории Леа сидит в компании новых друзей (как будто можно так просто взять и поменять друзей, с которыми общаешься с детства) и все так же не может выбрать, что она хочет попробовать. В это время ее подруга понимает, что была не права по отношению к ней и пишет ей сообщение. А Леа читает и улыбается. Happy and.
Никаких выводов, никаких изменений, просто почти два часа потраченного времени. И если решили посмотреть, то можете сразу перемотать до 89 минуты, где главная героиня изрекает тезис: «Да, я счастлива, я пишу роман и мне это нравится. Но я была также счастлива и в магазине. Меняются только обстоятельства, вот и все», ради которого, видимо, и снимался фильм. Дальнейшие признания ее подруги, что ей нравилось, когда они все были обычными людьми, а дружить с успешной Леа ей тяжело, уже не так интересны, хотя и правдивы.
Что в итоге?
Конечно, в фильме ставятся серьезные вопросы и уж психологи-то точно найдут аспекты, достойные внимания. По сути своей это – история про золушку на современный лад. Однако я бы сказала, что в этой картине заложены весьма опасные смыслы.
Меня настораживает, что главная героиня, пребывая в явно деструктивном обществе, остается гармоничным и счастливым человеком.
Меня напрягает, что успех в фильме подается подозрительно легко – мы не видим работу, не видим усилий или творческих метаний, которые приведут героиню на вершину. История подается под соусом «делай то, что любишь и тебе ни дня не придется работать», но видели ли вы истории успеха без труда, сомнений и выгораний? Нет.
Меня пугает, что героиня, пройдя некий путь, не меняется.
И если вам близки эти тезисы, то посмотрите лучше «Мой король» с тем же Венсаном Касселем – там про синдром жертвы и все пугающе реалистично.