Найти тему

4 вопроса к фильму «Друзья на свою голову». Смотреть не стоит, рассказываю, почему.

Оглавление

Фильм «Друзья на свою голову» Даниэля Коэна заявлен как комедия, и, хотя веселого в нем крайне мало, фильм наделен глубоким смыслом и ставит перед зрителем серьезные вопросы о дружбе и отношениях. И все же в список к просмотру включать его не обязательно.

Синопсис

Главная героиня – Леа (Беренис Бежо) – не слишком уверенная в себе девушка, работает консультантом в магазине и живет с Марком (Венсан Кассель), который всячески самоутверждается за ее счет. Аналогично дело обстоит и с друзьями, которые подтрунивают над ней при всяком удобном случае.

Внезапно Леа решила написать роман и издала бестселлер. Причем решилась на этот шаг девушка только из-за положительного комментария на сайте отзывов.

Никто в нее не верил, сама она тоже успеха не ожидала, однако в одночасье стала звездой, и, не смотря на едкие замечания близких, осталась такой же милой, доброй и неуверенной в себе.

Естественно, такого испытания ни отношения, ни дружба не выдержали.

Фильм оторван от реальности

Главный вопрос к фильму – в каком мире это происходит. Местом действия заявлена современная Франция, но написать бестселлер, не работая в сфере, не имея блога, не занимаясь продвижением, можно только если в мире существуют единороги, а их в сюжете нет.

В мире, где существуют искусственный интеллект, маркетинг, таргетинг, блогеры и социальные сети, ленты которых ты никогда не долистаешь до дна, написать бестселлер легко и мило, как это показано в фильме, просто невозможно.

Да, вы можете возразить, что фильм не про это, но зачем тогда фильм? Чтобы мы посмотрели на несуществующую реальность?

Кадр из фильма "Друзья на всю голову"
Кадр из фильма "Друзья на всю голову"

Главная героиня фильма – вымышленный персонаж

Или, точнее сказать, не существующий. И если с типажами остальных героев все более-менее понятно и выглядит правдиво – и мужчина абьюзер, и подруга – сплетница, и друг – творческий добряк, то к героине возникают вопросики.

Я не стану вступать в психологические дискуссии относительно всепрощающей доброты и умилительной способности снова и снова подставлять и щеку, и самооценку под удар. Зато ставлю под сомнение вопрос о возможности непринужденно добиться успеха, если даже десерт в ресторане самостоятельно выбрать не можешь. А именно такой и представлена героиня в первых же сценах фильма.

К тому же, Леа, став по сюжету успешной и богатой, не изменилась ни в чем, что тоже сомнительно. Она не стала уверенней в себе, она не стала тверже, она не научилась даже выбирать десерт, что покажут в финале картины. Зачем она прошла этот путь?

В фильме однообразные диалоги

Сюжет пресыщен разговорами о том, что друзья Леа считают ее нерешительной, идею неудачной, книгу скучной. Диалоги кажутся монотонными и усыпляют, а местами кажутся и вовсе нудными. Чего стоит одна из первых сцен в ресторане, которая длится почти десять минут.

Большую часть фильма зрителю предстоит смотреть, как самые близкие люди обсуждают главную героиню, как водится, за спиной, и параллельно пытаются самореализоваться.

Действие продолжается больше полутора часов, к концу которых ты мечтаешь только о том, чтобы все эти люди на экране перестали говорить одно и тоже.

Кадр из фильма "Друзья на всю голову"
Кадр из фильма "Друзья на всю голову"

В фильме весьма сомнительный финал

В завершение истории Леа сидит в компании новых друзей (как будто можно так просто взять и поменять друзей, с которыми общаешься с детства) и все так же не может выбрать, что она хочет попробовать. В это время ее подруга понимает, что была не права по отношению к ней и пишет ей сообщение. А Леа читает и улыбается. Happy and.

Никаких выводов, никаких изменений, просто почти два часа потраченного времени. И если решили посмотреть, то можете сразу перемотать до 89 минуты, где главная героиня изрекает тезис: «Да, я счастлива, я пишу роман и мне это нравится. Но я была также счастлива и в магазине. Меняются только обстоятельства, вот и все», ради которого, видимо, и снимался фильм. Дальнейшие признания ее подруги, что ей нравилось, когда они все были обычными людьми, а дружить с успешной Леа ей тяжело, уже не так интересны, хотя и правдивы.

Что в итоге?

Конечно, в фильме ставятся серьезные вопросы и уж психологи-то точно найдут аспекты, достойные внимания. По сути своей это – история про золушку на современный лад. Однако я бы сказала, что в этой картине заложены весьма опасные смыслы.

Меня настораживает, что главная героиня, пребывая в явно деструктивном обществе, остается гармоничным и счастливым человеком.

Меня напрягает, что успех в фильме подается подозрительно легко – мы не видим работу, не видим усилий или творческих метаний, которые приведут героиню на вершину. История подается под соусом «делай то, что любишь и тебе ни дня не придется работать», но видели ли вы истории успеха без труда, сомнений и выгораний? Нет.

Меня пугает, что героиня, пройдя некий путь, не меняется.

И если вам близки эти тезисы, то посмотрите лучше «Мой король» с тем же Венсаном Касселем – там про синдром жертвы и все пугающе реалистично.

Кадр из фильма "Друзья на всю голову"
Кадр из фильма "Друзья на всю голову"