Найти тему
Армения и армяне

Как пророк Мухаммад относился к армянам?

Накануне возникновения исламской веры в VII-м столетии н.э армянская нация насчитывала уже не одну тысячу лет истории. И широко расселилась по всему Ближнему Востоку - на родном Армянском нагорье, общинами в Сирии, Иудее и еще много где.

Пророк Мухаммад, готовясь понести сквозь мир свое религиозное учение, обратился с посланием к лидерам ведущих народов и стран той эпохи: Византии, Сасанидской империи, Эфиопии, т.д. Попросил мирно и по -хорошему принять его веру. Однако положительного ответа, как мы все помним, нигде не получил. И началась война...

Интересно, что одно из писем своих пророк Мухаммад, как сообщал арабский историк Зеки-ал-Дин, адресовал и армянам. А именно армянской христианской общине священного града Иерусалима, жившего тогда под византийским владычеством. В частности, лично армянскому иерусалимскому патриарху Абрааму.

Армянская община Иерусалима со своим уникальным кварталом и особой патриархией ведет свою историю еще со времен царя Тиграна II Великого, некогда еще в I-м веке до н.э подчинившего этой древний город своей власти. И существует в Израиле поныне. В том числе, владеет частью священного для всех христиан мира Храма Гробя Господня.
Армянский квартал в Иерусалиме
Армянский квартал в Иерусалиме

В отличие от других лидеров, светских и духовных, армянский патриарх Абраам Мухаммаду ответил. Отправил в знойную Аравию письмо, где указал, что почитает Мухаммада одним из великих людей мира. Но все же, будучи христианином, как Пророка новой веры не принимает. Мухаммад армянское послание прочитал и принял.

В 626-м году н.э армянской патриарх Иерусалимский Абраам, понимая силу новой религии, даже лично посетил пророка Мухаммада в Аравии. Заручился здесь грамотой на неприкосновенность Армянской Апостольской Церкви и всей армянской общины Иерусалима в целом. Ибо Пророк армян как христиан-единобожников, людей Писания, искренне уважал.

-3

В 637-м году преемник пророка Мухаммада как лидера исламской уммы халиф Омар I захватил Иерусалим. И велел почти всем местным христианам немедля покинуть священный город. Всем, кроме армян - у армянской общины ведь была грамота от Пророка на неприкосновенность.

Этот документ Омар подкрепил уже своей новой грамотой армянской общине. Ибо отлично понимал, какое процветание несут армяне любой той земле, где живут.

Въезд халифа Омара в Иерусалим
Въезд халифа Омара в Иерусалим

Интересно, права на неприкосновенность армянской общины соблюдали все последующие мусульманские покорители Иерусалима. В частности, отбивший город у крестоносцев в XII-м столетии великий Саладдин. И даже турки-османы в 1517-м.

Грамоты армянам о разрешении на спокойную жизнь в Священном Городе бережно хранятся ныне у армянского Патриарха Иерусалимского.

-5

Отметим, что арабы также завоевали и саму Армению. Однако, понятное дело, обратить армян, первых в мире христиан, в исламскую веру не сумели.

Армяне в халифате получили широкую автономию с центром в древнем городе Двин. А в IX-м столетии смогли добиться полной независимости своего древнего государства под началом великой династии Багратуни.

Карта деления Армении в Арабском халифате:

-6

#армения #армяне