Интернациональная группа Space Mirrors – это необычная смесь из космического и прогрессивного рока, хэви-метала, текстов на научные и фантастические темы c отсылками к сюжетам отца космического хоррора Лавкрафта. В феврале 2022-го у неё впервые за семь лет выходит альбом The Obscure Side Of Art. Во главе этого экипажа – русская девушка Алиса Корал. Мы поговорили с ней о новой пластинке, космосе, сериалах и будущем.
Прошлое: кто такая Алиса и почему её интересуют космос, тяжёлая музыка и ужасы
Плёнки и винил: Ты личность загадочная. Первое, что о тебе известно, – ты из России, а следующее, – ты играешь с ведущими музыкантами мирового спейс-рока. Что находится между этими двумя точками твоей биографии?
Алиса Корал: Музыкант должен быть загадочным. Я рада, что мне удаётся оставаться такой все эти годы. Хотя за границей меня знают лучше: там у меня было много интервью в отличие от России.
Я из Москвы, но пожила в Риме и Нью-Йорке. В США общалась с музыкантами, которые записались на новом альбоме Space Mirrors – там мы подготовили демки.
На части альбомов у меня записывались итальянцы из известных металлических групп.
А в России я поддерживаю общение с создателем известного рекорд-лэйбла RAIG Игорем Горелым. Он мне много раз помогал советами и выпускал мои альбомы под вывеской Psi Corps. Вот и с новым диском именно он помог найти издателя в Германии после того, как предыдущие сделки с другими издателями сорвались. А я занималась звукорежиссурой многих групп, которые у него выходили, например, Vespero.
А вообще я социолог и профессиональный пиарщик. Эта та часть моей деятельности, о которой мало кто знает из моих музыкальных друзей.
ПиВ: Cлушатели спейс-рока – в основном мужчины. Как ты отличилась и начала увлекаться им, да ещё в таких брутальных формах, как у Space Mirrors?
АК: Понятия не имею о гендерном составе слушателей спейс-рока. Могу только сказать, что когда я пришла на Hawkwind mailing list году в 2000-м, где познакомилась со множеством интересных людей, там было соотношение где-то 60% мужчин на 40% женщин. Но то Англия, там много женщин слушает Hawkwind. В США ситуация отличается, это зависит от страны и культуры.
Если посмотреть на метал, то вроде его основные фэны мужчины, а как ни придёшь на концерт каких-нибудь Watain или King Diamond, там полно девушек. И все радостно слушают, пританцовывают, да ещё и тексты наизусть знают.
Поэтому я как социолог никогда не делаю такие обобщения без серьёзного исследования. Всё может оказаться не тем, чем кажется.
По сути вопроса всё просто. Я люблю читать Майкла Муркока. Узнала, что он был в группах Hawkwind и Deep Fix, после этого увлеклась спейс-роком. А там Лемми и Motorhead. Отсюда уже метал и «брутальность».
Я много что слушаю. Например, прямо сейчас «Кольцо Нибелунга» Вагнера.
ПиВ: Несколько твоих альбомов посвящены мирам Лавкрафта. Интересно, что даже биограф Спрэг де Камп считал его посредственным писателем, злоупотребляющим эпитетами типа «отвратительный». А что он значит для тебя?
АК: Лавкрафт – один из моих любимых писателей. Он дал очень много современной литературе. Я перечитала его и на русском, и на английском. Его стиль изложения, описания – всё это произвело большое впечатление. А сюжеты! Никто сейчас так не пишет, и никто не смог повторить то ощущение космического ужаса, которого сокрыто в его работах, хотя многие пытались. У Лавкрафта есть и несколько интересных статей вроде «Сверхъестественного ужаса в литературе».
И вот в какой-то момент я решила сделать серию альбомов по его произведениям. Тогдашний вокалист Space Mirrors итальянец Martyr Lucifer был в восторге от идеи и с удовольствием участвовал в проекте.
А насчет Спрэга де Кампа – это его частное мнение. Я уважаю его как автора забавных фэнтези романов. А что у него был зуб на Лавкрафта – ну что тут поделаешь? Я же Лавкрафта читаю, а не его самоназванного биографа. Мне интересен автор и его произведения, а не то, что о нём думают критики.
Настоящее: почему новый альбом – это конец эры
ПиВ: Новый альбом The Obscure Side Of Art своим названием отсылает к дебюту группы The Darker Side Of Art. Это какое-то завершение цикла творчества?
АК: Это продолжение и переосмысление тех же идей спустя почти 20 лет. Все композиции абсолютно новые и оригинальные. Я просто попыталась снова записать альбом с малым количеством гостей, играя на большей части инструментов, как в начале пути Space Mirrors. Но уже с опытом и с более современным подходом.
Первый альбом заканчивался эпиком Dark Jedi, а новый заканчивается Dark Jedi Is Dead с великолепными партиями пианино, сыгранными Яэль Крой. Это символизирует полный цикл и конец эры.
ПиВ: Судя по Dark Jedi is Dead, которая была выпущена синглом, ты переживаешь из-за того, что «Звёздные войны» перешли к Диснею?
АК: Да, с одной стороны, это смысловое продолжение последнего трека с дебютника, а с другой – шутка над тем, что франшиза «Звёздных войн» была куплена Диснеем. А после с особой жестокостью уничтожена. Судя по отзывам, прикол с оформлением к этому треку удался.
ПиВ: Это один из тех альбомов наших дней, которые записываются дистанционно, и музыканты присылают свои партии через интернет. Такая форма не вредит творчеству?
АК: Мне наоборот помогает. Без неё не было бы Space Mirrors. Не было бы Майкла Блэкмена – гитариста из Австралии, сооснователя группы, который, к сожалению, умер в 2016-м. Не было бы на дебютнике знаменитого Арьена Люкассена из Ayreon. И Алана Дейви и Ника Тернера из Hawkwind на последующих альбомах. Да никого бы из зарубежных музыкантов не было. Я горжусь, что одной из первых в 2002-м начала записывать приглашённых музыкантов дистанционно.
На новом альбоме мы занимались демками в США, а вот начисто все записались отдельно у себя в студиях. Так намного удобнее. Сейчас так почти все записываются, кто живёт в разных местах или не хочет тащиться в одну студию за тридевять земель. А вместе записывать имеет смысл концерты.
ПиВ: Что, кстати, у вас с концертами?
АК: У нас были планы выступить в США с полной группой. Я уже и с барабанщиком там договорилась через бас-гитариста Гэйба Монтичелло и гитариста для концертов нашла. Но случился ковид – и никаких концертов, да и с путешествиями проблемы… Так что записываться дистанционно – это единственный вариант для Space Mirrors и раньше, и сейчас.
ПиВ: В аннотации к диску говорятся две противоположные вещи: что каждая композиция рассказывает свою историю и что теперь это только музыка без текстов. Как это совмещается на нём?
АК: Ничего противоположного на самом деле. Ведь музыка может тоже рассказывать историю без слов. Такого много в инструментальной музыке, которая имеет структуру и не представляет собой чистую импровизацию.
ПиВ: А о чём эти истории?
АК: Первый трек The Highest Expression of Metaphysical Will был вдохновлен работами Шопенгауэра о музыке.
Второй The Obscure Side Of Art – олицетворение альбома и его названия, которое можно перевести как «неясная, затемнённая сторона искусства». Если первый альбом был скорее магическо-эзотерического толка, то этот больше уходит в философские глубины.
Третий Trip to Mars/Mars InSight вдохновлен полётом аппарата NASA Mars InSight. Я люблю читать про исследования космоса. У нас же космический рок в конце концов!
Четвёртая композиция Bronze City in the Dream Valley – аудиоистория города Грёз из моих книг. А в книге, кстати, упоминается эта композиция.
Пятый трек Beyond the Pluto посвящён путешествию аппаратов Voyager, Pioneer и New Horizon за пределы Солнечной системы.
Последний Dark Jedi is Dead уже обсудили.
ПиВ: Оформление служит дополнением к композициям, а не просто упаковкой диска? Как оно создавалось?
АК: Я работала с Кевином Соммерсом, как и последние 14 лет. Я прислала ему треки, описала, чем они вдохновлены, после чего он занялся долгой и кропотливой работой и создал иллюстрацию к каждой композиции, чтобы продемонстрировать идеи, которые я заложила в музыку. Так что да, оформление – важная часть альбома.
ПиВ: Музыка звучит мрачно, чуть ли не пугающе. Как ты себе представляешь, для каких людей и ситуаций она лучше всего подойдёт?
АК: «Космос холоден, космос безжалостен, космосу плевать…» Космическая музыка может быть разной. Я чаще вижу её именно такой – мрачной, с внутренней драмой. Не мне судить, в каких ситуациях она подойдет… как вообще музыка может подходить для ситуаций?:-) Все её воспринимают по-разному. Придёт гот или металлист и скажет: ой, а что тут мрачного-то?
ПиВ: Где альбом можно услышать или приобрести?
АК: Альбом выходит у издателя в Германии. Его можно предзаказать по электронной почте. Либо на Bandcamp, где его можно и заказать, и послушать.
Будущее: электронная музыка и романы
ПиВ: Посоветуй фильм/сериал, книгу и альбом для читателей.
АК: Из новых фильмов и сериалов мне редко что нравится. А старые вроде «Твин Пикс» или «Настоящей крови» все и так знают.
Из скандинавских за последнее время понравились «Пришельцы из прошлого» и «Адский фьорд». Ещё хороший сериал про американскую политику «Безмозглые».
А из музыки – новый шикарный альбом Death SS “X”, но я вообще люблю эту группу.
Книги я могу посоветовать только своих любимых авторов: Желязны, Муркока, Лавкрафта, Мартина Миллара...
ПиВ: Ты ещё упоминала свои книги...
АК: Да, я пишу книги. Уже четыре тома готово. Серия называется «Элементы Страсти и Силы». Это городское фэнтези (хотя термин не совсем раскрывает суть) с элементами научной фантастики, путешествиями и приключениями. Скоро начну издавать, надо только закончить редактуру.
ПиВ: А что будешь дальше делать в музыке уже знаешь?
АК: Кроме диска со Space Mirrors я записала синтезаторный альбом в духе Tangerine Dream под именем Alisa Coral's Neutron Star, названный Virgo SC, и он тоже выйдет в скором времени.