В середине 19 века вместе с усилением взаимодействия между бизнесменами и политиками Востока и Запада возросло и внимание Европы к азиатскому декоративному искусству. Плодотворный культурный обмен оказал невероятное влияние на развитие европейского дизайна ювелирных изделий. Вдохновением для появившегося в 1890-1915-х года стиля Ар-нуво послужили японские орнаменты, а мода Индии, Персии и Китая в 1920-1930-х годах нашла свое отражение в стиле Ар-деко.
Воссоздание королевских украшений
Знакомство с азиатскими ювелирными украшениями, текстилем и декоративными предметами вызвало огромный интерес к этому направлению. Азиатские придворные костюмы были невероятной диковинкой для жителей Запада. Индийские махараджи поразили европейское сообщество роскошными украшениями. В начале 20 века многие индийские принцы привозили свои драгоценности в Европу, чтобы воссоздать их в более современном стиле. Известные Дома по производству ювелирных изделий, такие как Cartier, Boucheron, Mauboussin и Chaumet бросили все свои силы на выполнение этой поистине привлекательной и завораживающей задачи. Получив возможность увидеть все эти индийские украшения в первозданном виде и работать непосредственно с их владельцами, ювелиры стали высоко ценить эстетику ювелирных изделий Индии. По завершении работы готовые изделия часто выставлялись напоказ, увеличивая всеобщее признание.
В результате спрос на украшения, объединяющие в себе разнообразные азиатские мотивы, огранку драгоценных камней и новые необычные цветовые сочетания, невероятно возрос. В подражание индийским традиционным украшениям стали особо цениться изумруды, рубины и сапфиры огранки кабошон. Кроме того, рубины, изумруды и сапфиры ярких цветов, но меньшего качества вырезались в форме листьев и цветов или врезались в бусины. Украшения с оправленными в платину ограненными алмазами - этими «варварскими» драгоценными камнями - стали ювелирными изделиями высокого класса и пользовались невероятным спросом.
Веяние времени и места
Яркие контрастные цветовые сочетания, присущие эпохе Ар-деко, появились не без влияния декоративного искусства Азии. В 1910 году свет увидел Шахерезаду в исполнении «Русского балета» с ее яркими декорациями и костюмами пылающих базовых цветов. Вскоре после этого, вдохновившись экзотическим Востоком, ювелиры Запада стали создавать смелые комбинации с цветными драгоценными камнями. Например, сочетания зеленого с черными или красного с черным напоминали о культуре Китая, а красного с зеленым или синего с зеленым - о произведениях искусства из Индии или Персии.
Стремящийся всегда действовать на опережение Луи-Франсуа Картье стал одним из первых ювелиров, кто в 20 веке решился объединить в одном изделии синие и зеленые драгоценные камни. Например, в 1913 году его компания создала тонкую брошку с бирюзой и нефритом, а также не ограненными сапфирами. Вскоре это «павлинье» сочетание нашло отражение и в других украшениях. Особенно успешным было сочетание изумруда с сапфиром; оно активно удерживало лидирующие позиции вплоть до 1930-х годов.
Эпоха стиля Ар-деко окончательно завершилась в 1939 году с началом Второй мировой войны. Ювелирные изделия, создаваемые в Европе и США в военные годы, имели совершенно иной характер. Сегодня, благодаря возрождению популярности украшений в стиле Арт-деко и многочисленным историям о том, как Азия повлияла на развитие этого направления, такие экзотические изделия кажутся еще привлекательнее и интереснее.