Найти тему
Честное школьное

Почему в учебниках по всеобщей истории исчезает Европа

Ну что, многие уже прочитали новость про то, что скоро будут внесены очередные правки в курс истории в школе? Правда, изменения касаются, в основном, зарубежной истории.

«В России разработана новая концепция преподавания всеобщей истории. Авторы предлагают отказаться от акцентов на истории Европы, чтобы школьники изучали прошлое других частей света» - пишут СМИ. Наверное, у многих после этой новости возник вопрос: «А что, в школах преподают и зарубежную историю?».

И да, представьте себе, действительно преподают – всемирную, вернее, всеобщую историю. Но дело в том, что это одно занятие в неделю практически не ощущается, словно его нет вообще. Кое-где занятия проводятся 2 раза в неделю, но, тем не менее, о том, что эти занятия были, зачастую напоминает лишь учебник, стоящий на полке.

И это понятно – мало кто из учащихся захочет запоминать, кто, когда и почему отплыл из Плимута, как связаны между собой Бельгия и Нидерланды… Хотя удивительного здесь мало, раз уж некоторые ученики путают между собой трех Александров.

И вот сейчас внезапно было принято решение сменить фокус, переориентироваться с изучения истории Западной Европы на изучение истории стран Азии и Африки.

С одной стороны, это действительно необходимо. История Западной Европы и так достаточно тесно пересекается с Историей России. Например, нельзя не знать, кто находился во главе Польши, изучая Смутное время, некоторые даже запоминают, кто правил Саксонией во времена Петра 1. В то же время про Азиатские страны в курсе истории России известно не так много – в основном, это описание многочисленных договоров о границе, история нескольких стычек и войн. Курс всемирной истории идет чуть дальше – и школьники даже запоминают имя императрицы Цыси.

Конечно, так не во всех школах – многое зависит от учебных учреждений, от учителей, от учебников, от самих учеников. Но общая картина складывается примерно так.

Однако есть шанс заинтересовать даже тех, кто раньше вообще не собирался узнавать хоть что-то про «всемирную историю». Дело в том, что сегодня изучение истории стран Азии является достаточно актуальным вопросом. Школьникам действительно интересно узнать больше о жизни азиатских стран, чья культура стала достаточно известной в России.

Это и многочисленные аниме, пришедшее из Японии. И знаменитые индийские фильмы с их танцами. И корейские дорамы, поражающие игрой актеров, сюжетами и образом жизни в Корее. Так почему бы не воспользоваться этим и не научить школьников чему-нибудь, что им будет действительно интересно? Почему бы не рассказать, например, о том, как соотносятся язык и танцы в Индии, как добивалась своей независимости Корея, как объединялась Япония?

С другой стороны, нельзя забывать и поговорку про двух зайцев. Раньше курсы истории пересекались, «накладывались» друг на друга, образуя некоторое подобие системы знаний. Зная более детально историю противостояния Англии и Франции во времена Наполеона, школьник может более детально ответить на вопрос, зачем же Наполеон объявил войну Российской империи. Теперь же школьники не будут знать, как следует, ни истории Европы, ни истории Азии. Что уж тогда говорить про страны Латинской Америки...

Сейчас, когда уроки зарубежной истории обычно проводятся один раз в неделю, школьники запоминают, наверное, лишь несколько действительно важных для них вещей. Это дата возникновения Германской империи – и имя «Пипин Короткий», идеально подходящее для шуток. Так кто сказал, что после изменения программы, школьники начнут запоминать больше, чем имя уже упомянутой императрицы?

Но дело здесь не только в том, что обычно проводится один урок в неделю, но и в том, что у предмета «всемирная история» просто не будет хорошо прописанной программы.

«После утверждения концепции Минпросвещения школьным учителям придется самостоятельно искать баланс: стандарт дает лишь минимальный перечень событий, а педагоги, опираясь на него, разрабатывают свою рабочую программу», - отметил научный руководитель Института всеобщей истории РАН и сопредседатель Российского исторического общества Александр Чубарьян.

На наш взгляд, изменения в «концепции преподавания всеобщей истории» не приведут практически ни к чему. А как считаете вы?