Официальную версию основания Москвы все знают ещё со школьных лет.
Только вот она была не одна и в ней сомневались даже видные историки, тот же Карамзин считал, что истоки происхождения Москвы надо искать глубже, в тех же народных преданиях и сказках.
Происхождением Москвы занимались и схоласты, духовные авторы, которые для построения своей гипотезы использовали Священное писание.
Так например, Тимофей Каменевич-Рвовский строил свою гипотезу о происхождении России и Москвы от потомков Ноя, и считал что прародителем народа жившего по берегам Москва реки был внук Ноя Мосох. У Мосоха была жена Ква и дети сын Я и дочь Вуза.
Так Каменевич пытался объяснить название рек: Москва и Явуза.
Его версию не принимали всерьез даже его современники жившие в 17 веке, настолько все было притянуто за уши.
По легенде о Мосохе Москва является древнейшим городом мира. Это конечно льстило москвичам, поэтому эта версия переписывалась и оригинальность сюжета не выбрасывались. По этой версии Москве примерно 5160 лет.
Версия об основании Москвы Юрием Долгоруким тоже ничего не объясняет, откуда слово Москва произошло.
Слово Москва приписывали разным народам и сарматам и финно уграм и славянам.
Екатерине II импонировала версия, что Москву основал Вещий Олег.
"Лета 6388 (880г.) Ольг прииде на Москву реку, в я же текут Неглинна да Яуза и постави ту град и наречие Москва"
Все историки эту версию отвергли, посчитав вставкой в старые летописи.
Но Екатерина в 1786 году "дочинила" эту версию в историческую пьесу Начальное управление Олега".
Общее в этих двух версиях только то, что Москва старше чем княжение Юрия Долгорукого
И хотя историки отрицали, что Москву мог основать князь Олег, но не отрицали того, что Москва могла уже существовать до Юрия Долгорукого.
Историк Забелин, считал поселение Москва могло существовать и до Олега Вещего, Олег мог мимо проплывать ещё из Киева в Суздаль или Ростов и видеть поселение.
Есть ещё одно сказание и оно стоит особняком. " Сказание о зачатии царствующего града Москвы и о Крутицкой епархии."
Если другие сказания хоть как то опираются на реальных персонажей, то здесь персонаж, как писал Н.М. Карамзин полностью выдуманный. Карамзин считал, что это сказание было создано с целью доказать право епархии на Крутицкое подворье. В 17 веке Никон решил расформировать Крутицкую епархию и выселить Крутицкого владыку из его подворья.
Главный персонаж Сказания и основатель Москвы Данило Иванович. Он добродетельный христианин, строитель церквей и второй после Рюрика. В этом сказании много ошибок в том числе датах. Судя по всему здесь имелся в виду все же московский князь Даниил Александрович, поскольку именно он даровал Крутицы Саровским епископам.
И казалось бы об этой версии надо забыть, но в Историческом музее хранится Хронограф Дорофея Моневмасийского, где перечисляются все четыре версии происхождения Москвы.
1. От Юрия Долгорукого
2. От Олега Вещего
3. От библейского Мосоха
4. От Данило Ивановича. И идёт приписка самого автора, что скорее всего самая правильная версия от Данило Ивановича.
Казалось бы сказочный князь, правда про Крутицкое подворье уже ничего не сказано. Но пересказана сказка о троеглавом звере, которого встретил князь Данило Иванович и отшельника Букалу, который уже жил в этом месте.
Впоследствии этого зверя приписали Юрию Долгорукому.
" И посреде того болота и острова узре князь великий Данило Иванович зверя превелика и пречудна троеглава и красна зело"
Князь стал спрашивать гречанина Василия, что это значит, и Василий ему ответил что будет город на этом месте и царствие треугольное и будут жить в этом городе много людей из разных стран.
Кто такой Василий не объясняется. Говорится только, что он мудр и все знает наперед. Так что навряд ли он мог быть христианином, скорее всего волхв.
Хотя имя греческое и гречанин тоже говорит о том, что он грек.
Вызывает интерес и образ зверя. Его потом все приписали змею Горынычу.
Но в писании говорится, что зверь очень красив.
Когда расшифровали Велесову книгу, комментатор Асов А.И. опубликовал новый фрагмент, где говорилось о основании Москвы.
Смысл описания этого отрывка в том, что на Дунае обитал князь Моск, в конце 6 века он возглавлял радимичей и вятичей. И стали его сильно теснить византийцы.
Убили его брата Радогоста и во время тризны напали и на Моска.
Не всем удалось спастись. И хотя впоследствии Моску удалось отомстить византийцам, стало понятно что те будут постоянно нападать на славян и на совете решено было уйти вслед за другими славянами дальше на восток.
Имя славного Моска упоминается и в сочинениях византийских авторов. Так Феофилакт пишет о неком Моусокии, который был царем у варваров.
Само основание города в Велесовой книге не описывается.
Мог ли сказочный Данило Иванович и князь Моск быть одним и тем же лицом?
В Сказании о Данило Ивановиче очень подробно описывается топонимика места, где они решили основать город .
Лес описывается как очень темный, что говорит о хвойном лесе, там же говорится о болоте очень большом и топком. Но самое большое внимание уделяется все таки зверю.
Историки стали гадать, что за зверь привиделся князю. Версия о змее была отброшена.
И тут на помощь пришли козули. Козули это пряники или обрядовое печенье, название общее, там и лебеди и овцы, уточки, лошадки и какой то зверь о трёх головах. Козуля была добрым символом пожелания богатства и здоровья хозяевам.
Есть версия, что трехголовая козуля идёт с языческих времён и изображает бога Велеса.
В древних сказаниях сохранился образ Волхва, Волоха, Велеса это жрец, который мог превращаться в зверя.
Говорят, что в Болгарии до сих пор есть маски в народных гуляниях где изображён трехголовый Велес.
Вполне возможно, что Моск вел свой род от Велеса или его богом был Велес.
Все кто переписывали сказание, были христианами, следовательно языческую версию как то искажали.
Даже при Михаиле Федоровиче запрещали скоморошить и зверьё выпекать, то есть козули выпекать.
Поэтому автор скорее всего перечисляя все сказания, знал больше, но написать не мог и приписал лишь, что сказание о Данило Ивановиче самое правдивое.
То есть Москва была основана до Юрия Долгорукого.
Образ Букалы отшельника тоже очень интересен, но я уже не буду его рассматривать.
И получается, что Москва была основана не в 1152 году, а в 598, когда был поход византийского полководца Приска на Русь, и с которым сражался князь Моск.