Монарший двор во многих странах Европы являл собой в прежние времена колыбель современного искусства. Такая тенденция была характерна также для стран Азии, Древней Греции и Рима. А как же обстояли дела с искусством в исламских державах? Сразу спойлер: более чем положительно. За всех и сразу не ручаюсь, но об османском дворе мне-тпки есть что рассказать.
Ислам и музыка
Тяга к знаниям почитается и всячески приветствуется исламом, равно как и тяга к прекрасному. Казалось бы, чего тут мудрствовать — иди и твори себе! — ан нет. Далее начинаются многочисленные оговорки. Большинство из нас слышало, к примеру, о запрете на изображение людей и живых существ, а что же Коран и Сунна говорят о музыке? Скажу сразу: в Коране, сколь ни ищите, вы не встретите прямого запрета на пение или игру на музыкальных инструментах. Однако в сборниках хадисов (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим и т. д.). Даже те аяты, в которых учёные разглядели намёк на музыку, изобилуют до крайности туманными формулировками:
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения»
(Коран, сура 31 «Лукман», аят 6.
На мой субъективный взгляд, понятие «праздные речи» имеет несколько иной смысл — например, распространение слухов, в том числе и за деньги, лжесвидетельство и тому подобное. Или как вам такой завет?
«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом»
Коран, сура 17 «Аль-Исра» («Ночной перенос»), аят 64.
Тоже, как мне думается, весьма обтекаемое понятие — «соблазнение голосом». Под этим можно уразуметь не только пение, но и декламацию, монолог, да и многое другое.
В хадисах встречаются взаимоисключающие примеры, которые каждый выдвигает трактует по-своему. Отдадим же теологические прения на откуп богословам, а сами продолжим наш разговор. Неизменно одно: в те далёкие времена большинство улемов считали музыку не вполне дозволенной, но османских мастеров звука не слишком заботило мнение духовенства.
Султаны-музыкотворцы
Мы уже привыкли видеть падишахов Блистательной Порты водителями, законотворцами, поэтами. Но думаю, вы удивитесь, если я скажу, что семеро из них — композиторы? Уверена, для вас это станет причиной некоторого когнитивного диссонанса: как же так — законники, правоверные мусульмане, ревнители и хранители веры и вдруг музыка? А вот так. Ничто человеческом им не чуждо, как выясняется.
Первым падишахом-музыкантом был Баязид II, сын Мехмеда II Фатиха. Его творческое наследие составляет 15 произведений. Любимыми мака́маи (ладами / звукорядами) и Баязида были Нишабу́р и Арабаза́р — разновидности мажора. Общий темп инструментальных миниатюр Баязида — пешре́вов и нева́ — andante, грузное и очень вальяжное.
Султаны Махмуд I и Махмуд II тоже упражнялись в композиции. Любопытно, что Махмуд I был, как бы сейчас сказали, мультиинструменталистом: он виртуозно владел танбуром, удом и скрипкой. Махмуд I оставил нам 27 пьес, в том числе и вокально-инструментальных. Его музыка обретается скорее в минорной плоскости. Основные обозначения, которые мы встречаем, это «Irak», «Buselik» (минорный лад от ноты си) и другие, указывает на предпочтение минора. Оно и немудрено — жизнь-то у Махмуда далеко не сахар: долгие годы заточения, отсутствие детей, воцарение путём восстания черни и янычар. Как, скажите, всё это не отразится на музыкальной мысли?!
Махмуд II известен нам своими проевропейскими реформами. Здесь мы снова сталкиваемся с мажорными звукорядами, такими, как Acem Aşiran (фа-мажор). Кроме того, Махмуд экспериментирует с жанрами. Так, например, в его творчестве встречается песенный жанр, более передовой — шаркы, а так же в пьесе «Artar Cihâdla Şânımız» совершенно точно можно узнать черты январского марша на 12/8.
Селим III чувствовал себя наиболее раскрепощённо в османских песенных формах, среди коих встречается даже «ilahi» — духовное песнопение с сопровождением. Если предыдущие авторы предпочитали один или два удобных лада, то Селим не гнушается ни мажором, ни минором.
Творчество Абдулазиза мне представляется особенно понятным, так как это тот падишах, который пробовал свои силы в знакомых нам жанрах: вальс, баркарола. Известно, что правитель был скрипачом, и большинство своих произведений он написал именно для скрипичного оркестра. Самыми исполняемыми пьесами Абдулазиза являются «Hicaz Sirto» (четврехдольная миниатюра в характерном дважды гармоническом миноре) и «Hicaz Mandıra» — ярчайшее сочинение на 7/8, написанное абсолютно в народном духе. Форма пары периодичности (ААВВСС...) только подтверждает это.
Мехмед VI Вахидеддин, последний из османских султанов, предпочитал вокальные жанры, экспериментировал с размерами, впрочем, отталкиваясь от народной ритмики. Его песням свойственны сложные размеры — такие, как 9/8 (5+4) и так далее.
Но знаете, что меня поразило и доконало больше всего? Это то, что в числе султанов-композиторов я обнаружила и... Мурада IV Кровавого! Да-да, того самого, сына Ахмеда I и Кёсем-султан. В расцвет своего правления он запретил вино, кофе, опиум и мейханы (таверны), мог отрубить голову за пение или прослушивание «непристойных песен». Вот вам и живой контраст сентиментальности и зверства.
Этот музыкотворец тоже предпочитал минорные лады («Hüseyni», «Irak», «Üzzal»). Если его предшественники придерживались андантного темпа, то Мурад в некоторых своих пьесах вроде «Irak Peşrevi» мог сдвинуть темп до аллегретто. Мелодика у Мурада, надо сказать, весьма волевая, даже паузы очень многозначительны. Послушайте — не пожалеете.
На сладкое
Впрочем, не одни только мужчины из рода Османов занимались сочинением музыки. Рефия-султан, дочь Абдулмеджида I и Гюльджемаль Кадын-эфенди, оставила для потомков один-единственный дивертисмент (f-moll), весьма нежный, с элементами ориентализма, по стилю его можно было бы назвать необарокко.
Такая вот она, Османская династия. И швецами богата, и на дуде игрецов, как оказалось, тоже хватает.
Благодарю за внимание! 🌹