Найти в Дзене
Т е р и о н а

Мечом и звуком: султаны-композиторы.

Монарший двор во многих странах Европы являл собой в прежние времена колыбель современного искусства. Такая тенденция была характерна также для стран Азии, Древней Греции и Рима. А как же обстояли дела с искусством в исламских державах? Сразу спойлер: более чем положительно. За всех и сразу не ручаюсь, но об османском дворе мне-тпки есть что рассказать. Ислам и музыка Тяга к знаниям почитается и всячески приветствуется исламом, равно как и тяга к прекрасному. Казалось бы, чего тут мудрствовать — иди и твори себе! — ан нет. Далее начинаются многочисленные оговорки. Большинство из нас слышало, к примеру, о запрете на изображение людей и живых существ, а что же Коран и Сунна говорят о музыке? Скажу сразу: в Коране, сколь ни ищите, вы не встретите прямого запрета на пение или игру на музыкальных инструментах. Однако в сборниках хадисов (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим и т. д.). Даже те аяты, в которых учёные разглядели намёк на музыку, изобилуют до крайности туманными формулировками: «С

Монарший двор во многих странах Европы являл собой в прежние времена колыбель современного искусства. Такая тенденция была характерна также для стран Азии, Древней Греции и Рима. А как же обстояли дела с искусством в исламских державах? Сразу спойлер: более чем положительно. За всех и сразу не ручаюсь, но об османском дворе мне-тпки есть что рассказать.

Ислам и музыка

Тяга к знаниям почитается и всячески приветствуется исламом, равно как и тяга к прекрасному. Казалось бы, чего тут мудрствовать — иди и твори себе! — ан нет. Далее начинаются многочисленные оговорки. Большинство из нас слышало, к примеру, о запрете на изображение людей и живых существ, а что же Коран и Сунна говорят о музыке? Скажу сразу: в Коране, сколь ни ищите, вы не встретите прямого запрета на пение или игру на музыкальных инструментах. Однако в сборниках хадисов (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим и т. д.). Даже те аяты, в которых учёные разглядели намёк на музыку, изобилуют до крайности туманными формулировками:

«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения»
(Коран, сура 31 «Лукман», аят 6.

На мой субъективный взгляд, понятие «праздные речи» имеет несколько иной смысл — например, распространение слухов, в том числе и за деньги, лжесвидетельство и тому подобное. Или как вам такой завет?

«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом»
Коран, сура 17 «Аль-Исра» («Ночной перенос»), аят 64.

Тоже, как мне думается, весьма обтекаемое понятие — «соблазнение голосом». Под этим можно уразуметь не только пение, но и декламацию, монолог, да и многое другое.

В хадисах встречаются взаимоисключающие примеры, которые каждый выдвигает трактует по-своему. Отдадим же теологические прения на откуп богословам, а сами продолжим наш разговор. Неизменно одно: в те далёкие времена большинство улемов считали музыку не вполне дозволенной, но османских мастеров звука не слишком заботило мнение духовенства.

Султаны-музыкотворцы

Мы уже привыкли видеть падишахов Блистательной Порты водителями, законотворцами, поэтами. Но думаю, вы удивитесь, если я скажу, что семеро из них — композиторы? Уверена, для вас это станет причиной некоторого когнитивного диссонанса: как же так — законники, правоверные мусульмане, ревнители и хранители веры и вдруг музыка? А вот так. Ничто человеческом им не чуждо, как выясняется.

Баязид II (1447 — 1512)
Баязид II (1447 — 1512)

Первым падишахом-музыкантом был Баязид II, сын Мехмеда II Фатиха. Его творческое наследие составляет 15 произведений. Любимыми мака́маи (ладами / звукорядами) и Баязида были Нишабу́р и Арабаза́р — разновидности мажора. Общий темп инструментальных миниатюр Баязида — пешре́вов и нева́ — andante, грузное и очень вальяжное.

Махмуд I  (1696 — 1754)
Махмуд I (1696 — 1754)

Султаны Махмуд I и Махмуд II тоже упражнялись в композиции. Любопытно, что Махмуд I был, как бы сейчас сказали, мультиинструменталистом: он виртуозно владел танбуром, удом и скрипкой. Махмуд I оставил нам 27 пьес, в том числе и вокально-инструментальных. Его музыка обретается скорее в минорной плоскости. Основные обозначения, которые мы встречаем, это «Irak», «Buselik» (минорный лад от ноты си) и другие, указывает на предпочтение минора. Оно и немудрено — жизнь-то у Махмуда далеко не сахар: долгие годы заточения, отсутствие детей, воцарение путём восстания черни и янычар. Как, скажите, всё это не отразится на музыкальной мысли?!

Махмуд II (1785 — 1839)
Махмуд II (1785 — 1839)

Махмуд II известен нам своими проевропейскими реформами. Здесь мы снова сталкиваемся с мажорными звукорядами, такими, как Acem Aşiran (фа-мажор). Кроме того, Махмуд экспериментирует с жанрами. Так, например, в его творчестве встречается песенный жанр, более передовой — шаркы, а так же в пьесе «Artar Cihâdla Şânımız» совершенно точно можно узнать черты январского марша на 12/8.

Селим III (1761 — 1808)
Селим III (1761 — 1808)

Селим III чувствовал себя наиболее раскрепощённо в османских песенных формах, среди коих встречается даже «ilahi» — духовное песнопение с сопровождением. Если предыдущие авторы предпочитали один или два удобных лада, то Селим не гнушается ни мажором, ни минором.

Абдулазиз (1830 — 1876)
Абдулазиз (1830 — 1876)

Творчество Абдулазиза мне представляется особенно понятным, так как это тот падишах, который пробовал свои силы в знакомых нам жанрах: вальс, баркарола. Известно, что правитель был скрипачом, и большинство своих произведений он написал именно для скрипичного оркестра. Самыми исполняемыми пьесами Абдулазиза являются «Hicaz Sirto» (четврехдольная миниатюра в характерном дважды гармоническом миноре) и «Hicaz Mandıra» — ярчайшее сочинение на 7/8, написанное абсолютно в народном духе. Форма пары периодичности (ААВВСС...) только подтверждает это.

Мехмед IV Вахидеддин (1861 — 1926)
Мехмед IV Вахидеддин (1861 — 1926)

Мехмед VI Вахидеддин, последний из османских султанов, предпочитал вокальные жанры, экспериментировал с размерами, впрочем, отталкиваясь от народной ритмики. Его песням свойственны сложные размеры — такие, как 9/8 (5+4) и так далее.

Мурад IV (1612 — 1640)
Мурад IV (1612 — 1640)

Но знаете, что меня поразило и доконало больше всего? Это то, что в числе султанов-композиторов я обнаружила и... Мурада IV Кровавого! Да-да, того самого, сына Ахмеда I и Кёсем-султан. В расцвет своего правления он запретил вино, кофе, опиум и мейханы (таверны), мог отрубить голову за пение или прослушивание «непристойных песен». Вот вам и живой контраст сентиментальности и зверства.

Этот музыкотворец тоже предпочитал минорные лады («Hüseyni», «Irak», «Üzzal»). Если его предшественники придерживались андантного темпа, то Мурад в некоторых своих пьесах вроде «Irak Peşrevi» мог сдвинуть темп до аллегретто. Мелодика у Мурада, надо сказать, весьма волевая, даже паузы очень многозначительны. Послушайте — не пожалеете.

На сладкое

Рефия-султан  (1842 — 1880)
Рефия-султан (1842 — 1880)

Впрочем, не одни только мужчины из рода Османов занимались сочинением музыки. Рефия-султан, дочь Абдулмеджида I и Гюльджемаль Кадын-эфенди, оставила для потомков один-единственный дивертисмент (f-moll), весьма нежный, с элементами ориентализма, по стилю его можно было бы назвать необарокко.

Такая вот она, Османская династия. И швецами богата, и на дуде игрецов, как оказалось, тоже хватает.

Благодарю за внимание! 🌹