Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Американский «порядок, основанный на правилах» - это только миф, и Китай хорошо осведомлен об этом

Новый законопроект, поддержанный Палатой представителей в США, дает еще одно свидетельство того, на что Вашингтон пойдет, чтобы сдержать рост Китая. Новый законопроект в Соединенных Штатах только добавит Пекину опасений, что «основанный на правилах» международный порядок, о котором любят говорить американские политики, на самом деле направлен на то, чтобы сдерживать самую густонаселенную страну в мире.

Закон о конкуренции в Америке от 2022 года, принятый Палатой представителей США на прошлой неделе, состоит из ошеломляющих 2912 страниц. Он обещает десятки миллиардов долларов для отечественной полупроводниковой промышленности, усиление военного присутствия Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе, активизацию сотрудничества США с тремя другими участниками четырехстороннего диалога по безопасности (Австралия, Индия и Япония) и опасную экспансию не только дипломатических отношений с Тайванем. Документ обещает расширить усилия по продвижению «демократии» в Гонконге, Тибете и Синьцзяне, а также открыть новые центры изучения китайского языка, названные в честь покойного активиста Лю Сяобо, вместо официальных китайских институтов Конфуция.

Предложения по Тайваню вызвали особенно резкий отпор со стороны ПекинаНа языке, напоминающем о холодной войне, который неизбежно вызовет опасения, что усилия США по сдерживанию подъема Китая распространяются на глобальный Юг, документ обещает активизировать усилия по «противодействию» присутствию Пекина в Латинской Америке и на Ближнем Востоке. И это требует переоценки политической, экономической деятельности и деятельности Китая в области безопасности в Африке.

Как бы этого ни хотели члены обеих основных партий в США, подлинное экономическое отделение от Китая до сих пор имело место скорее в теории, чем на практике. Но новый законопроект, поддержанный Палатой представителей, предполагает, что в этом направлении может произойти резкая эскалация. Во-первых, он направлен на сокращение времени, необходимого для делистинга китайских компаний с фондовых бирж США, с трех до двух лет. Во-вторых, он призывает ввести «общегосударственный» процесс проверки исходящих инвестиций, что еще больше ограничит доступ Китая к американским технологиям и рынкам.

Значение этого второго пункта не следует преуменьшать. Аналитики Rhodium Group предполагают, что 43% прямых иностранных инвестиций США в Китай за последние два десятилетия уже охвачены документом. «В дополнение к замедлению новых инвестиций, - предупреждает консультативная группа, - новый режим может также оказать давление на американские предприятия, чтобы они переоценили существующие операции в Китае из-за потенциального воздействия на доходы, прибыль и долю рынка.

Документ не был подписан в качестве закона и теперь станет основой для переговоров демократов с Сенатом. Но президент Джо Байден четко понимает намерения законопроекта. В официальном заявлении Белого дома он сказал, что цель состоит в том, чтобы «показать Китаю и остальному миру, что 21 век будет веком Америки».

Это подводит к сути дела. Когда в 2011 году тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон объявила о «развороте» Америки в сторону Азии, она сделала это всего через год после того, как Китай обогнал Японию и стал второй по величине экономикой мира. Президент Китая Си Цзиньпин вступил в должность год спустя, в 2012 году, на фоне рекордного дефицита торгового баланса США с Китаем в размере почти 300 миллиардов долларов и растущей напряженности во Всемирной торговой организации.

С тех пор американо-китайские отношения стали ухудшаться. К тому времени, когда Байден вступил в должность в январе 2021 года, то, что началось с торговых пошлин в размере 50 миллиардов долларов при его предшественнике Дональде Трампе двумя годами ранее, превратилось в полноценную стратегию сдерживания, охватывающую экономические, дипломатические, военные и технологические аспекты. Буквально на прошлой неделе в Японии появились сообщения о возможном новом союзе между Вашингтоном и Токио, который создаст многостороннюю структуру для ограничения экспорта передовых технологий, включая полупроводники, в Пекин. В случае подтверждения это будет лишь последним примером того, как нынешняя администрация США усилила основы для новой холодной войны, которая обострилась при Трампе.

С момента вступления в должность Байден руководил санкциями в отношении китайских чиновников, внесением в черный список китайских технологических компаний и нацеливанием на них спецслужб, значительно усилил дипломатическое давление на Пекин и усилил военные маневры у берегов Китая. Торговые тарифы, введенные в годы правления Трампа, остаются в силе, в то время как военные расходы выросли: конгресс недавно принял рекордный законопроект об обороне на сумму 777,7 млрд. долларов. AUKUS, новый военный пакт, включающий США, Великобританию и Австралию, рискует спровоцировать гонку ядерных вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По мере того, как Вашингтон координирует действия со своими союзниками по Большой семерке, активизировались усилия по созданию более широкого антикитайского фронта. Эти действия основаны на бинарной логике демократии и авторитаризма и мифе о международном порядке, основанном на правилах. Недавний Саммит за демократию тому пример. Но когда американские политики говорят о порядке, основанном на правилах, они на самом деле имеют в виду международный порядок, возглавляемый Соединенными Штатами. И в то время как политики и аналитики, базирующиеся в американской столице, говорят о «ценностях», они, как правило, затемняют суровую логику «интересов» и грубую угрозу экономической и внеэкономической силы.

Эта простая, но элементарная черта миросистемы, подкрепленная событиями в Ираке, Афганистане и других местах только за последние пару десятилетий, постоянно игнорируется либеральными элитами, некритически усваивающими и воспроизводящими это мировоззрение. Представляя 21-й век как век, в котором демократии ведут борьбу не на жизнь, а на смерть против авторитарных политических систем, их претензии маскируют лежащую в основе логику глобальной власти.

Вера в порядок, основанный на правилах, и есть вера и акт веры, прыжок воображения в мультяшное царство, которое не только никогда не существовало, но и чей идеализм скрывает то, что некоторые называют «темной стороной западной современности». По своей сути она фундаментально квазирелигиозна: милая история, которую мы рассказываем себе, чтобы скрыть ужас геоисторической летописи.

Следующее десятилетие или два, вероятно, определят китайский век. Его лидеры демонстрировали силу, чему его недоброжелатели слишком охотно способствовали. Первое утверждает «великое омоложение китайской нации», с одной стороны, второе предупреждает о растущей «угрозе» китайской сверхдержавы, с другой. Но с точки зрения развития страна остается твердо на полупериферии без каких-либо гарантий того, что она когда-либо войдет в ядро ​​развитых экономик. Если за последние несколько лет можно что-то сказать, порядок, основанный на правилах, который Вашингтон стремится поддерживать, сделает все возможное, чтобы этого никогда не произошло.

ДЭНИЕЛ АЛАН БЕЙ, аспирант из Сучжоу, Китай, работал журналистом в Индонезии, Германии, Эквадоре, Великобритании и Китае. В Твиттере @dabcule