В разговоре о "Лунном камне" меня заинтересовал этот вопрос: входит ли один из его персонажей в топ лучших дворецких? И, кстати, есть ли такой рейтинг? В Британии он, разумеется, нашелся.
Так что вот мой немного так адаптированный перевод английского текста из The Guardian (автор Джон Муллан, 2009 г).
СТЕФАНО («Буря», Шекспир, 1610-11)
В шекспировской «Буре» Стефано - дворецкий короля Алонсо. Он -- пьяница, комический персонаж, который решает устроить заговор против волшебника Просперо, захватить власть над островом и жениться на его дочери Миранде. Для этого он спаивает Калибана, чтобы завербовать его. Он и Тринкуло, придворный шут, думают, что могут стать правителями, но «искусство» Просперо возвращает их на службу.
КРАЙТОН («Замечательный Крайтон», Дж. М. Барри, 1902)
Пьеса создателя "Питера Пэна" демонстрируют, что слуги -- более превосходная степень развития человечества, чем господа. Крайтон -- дворецкий прогрессивного лорда Лоама, со своей семьей терпящей кораблекрушение. Бесполезные трутни-аристократы обнаруживают, что лишь навыки Крайтона дадут им возможность теперь выжить.
(shakko: очевидный плагиатец нашего "Как один мужик двух генералов прокормил"!!!)
ПУЛ («Доктор Джекил и мистер Хайд», Р.Л. Стивенсон, 1886)
Пул — дворецкий доктора Джекила и единственный персонаж, от которого любознательный адвокат Джекила мистер Аттерсон может получить информацию о своем транном клиенте. Кульминации эта история достигает именно тогда, когда Пул отказывается от своей должности (и профессиональной сдержанности), чтобы посетить Аттерсона и поделиться своими подозрениями о том, что его хозяин был убит мистером Хайдом.
СТИВЕНС («Остатки дня», Кадзуо Исигуро, 1989)
Повествователь в этом романе, Стивенс -- дворецкий в Дарлингтон-холле, стал одним из самых известных "ненадежных рассказчиков" современной художественной литературы. В начале книги особняк, а вместе с ним и Стивенс, переходят во владениек новому американскому владельцу. В воспоминаниях Стивенс описывает свои безмятежные дни на службе у лорда Дарлингтона, непреднамеренно раскрывая фашистские симпатии своего хозяина и свое собственное саморазрушающее раболепие.
БЕТТЕРИДЖ («Лунный камень», Уилки Коллинз, 1868)
В одном из первых образчиков классического детективного жанра дворецкий -- основной рассказчик и на редкость надежный свидетель.Его насыщенная иронией речь, с прибаутками, и постоянное использование "Робинзона Крузо" в качестве гадательной книги, сделали его одним из самых запоминающихся и обаятельных персонажей этого периода. (shakko: целиком переписала абзац, такое ощущение, что автор статьи романа-то и не читал).
НЕСТОР (комиксы "Приключения Тинтина", 1929 – 1976)
Дворецкий капитана Хэддока в рассказах о Тинтине изначально был домашним слугой братьев Бёрд. В «Тайне единорога» эти злодеи занимают Марлинспайк-холл, но в «Сокровищах Рэда Рэкхэма» Тинтин обнаруживает, что Хэддок является его законным владельцем. Высокомерный Нестор переживает смену владельца, чтобы преуспеть на службе у нового хозяина.
(shakko: кто это вообще? если уж пошли по комиксам, то тогда стоит взять Альфреда Пенниорта, легендарного дворецого Бэтмена, тем более, что он тоже англичанин, как и положено; кстати, про его молодость сняли классный сериал Pennyworth, где он, еще не став дворецким, но уже бывший спецназовец, пытается найти себя).
СЕБАСТЬЯН БИЧ (цикл про замок Бландингс, П. Дж. Вудхауз, 1915-66)
В цикле Вудхауза о замке Бландингс многолюдным домом лорда Эмсворта руководит «его верный дворецкий» Бич. Дородный, почтенный дворецкий является утешением и утешением для своего мило нелепого хозяина. (shakko: напоминаю, что Дживз -- камердинер, а НЕ дворецкий).
ПАРКЕР («Убийство Роджера Эйкройда», А. Кристи, 1926)
Никто точно не знает происхождения фразы «это сделал дворецкий», но Агата Кристи, судя по всему, играет с этим клише, как с устаревшим, уже в «Убийстве Роджера Экройда». Паркер -- дворецкий Экройда, и, как выясняется, у него есть криминальное прошлое, а также идеальное занятие для убийцы. Однако настоящий виновник скрывается куда более остроумно.
ДЖЕРЕМИ («Алхимик», Бен Джонсон, 1610)
Дворецкий в классической комедийной пьесе 17 века (белый стих). Пользуясь тем, что хозяин сбежал из города из-за чумы, дворецкий с помощью подельника-шарлатана превращает господский дом в "жилище великого алхимика" и облапошивает доверчивых простаков, выманивая у них деньги. (Экранизаций нет).
МЕРРИМЕН («Как важно быть серьезным», О. Уайльд, 1895)
Для тех, кто хочет наглядно увидеть разницу: в «Как важно быть серьезным» есть как камердинер (слуга Элджернона, Лейн), так и дворецкий. Мерримен находится на службе в особняке в Вултоне, где ему нравится вторгаться с объявлениями в обмен мнениями между влюбленными .
КОНЕЦ
Сижу, пытаюсь вспомнить, как дела обстоят с этим делом в других странах. Не с дворецкими, а вообще с прислугой в литературе.
Ну, у французов с испанцами и итальянцами -- там лакей-плут: Фигаро, Лепорелло, Санчо Панса, Труффальдино.
А у нас кто?
Никто, кроме Савельича из "Капитанской дочки" в голову мне не приходит.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.