Важная вещь в духовной жизни.
Святой Иосиф Исихаст (в миру – Францискос Коттис, канонизирован в 2019 году) говорит о такой важной вещи.
Когда христианин находится на средней ступени духовного восхождения в добродетелях, которую именуют ступенью просвещения, то сталкивается с действием коварной прелести.
Начальные ступени восхождения это проявление тех или иных добродетельных поступков: отказался потакать вредоносной страсти или совершил какое-то добродетельное дело. Это уровень поступка или поведения отказа от очевидно дурного и вредного или совершение очевидно полезного.
На средней ступени восхождения идут уже созерцание, мысли, представления ума, попытки понимать и разбираться в истине. И, как раз, на этом этапе христианин-подвижник сталкивается с противодействием прелести. Она мешает уму быть ясным в видении истины, уводит в ложные стороны.
Определение прелести.
Старец Иосиф дает такое определение прелести:
«Прелесть это отклонение от пути и истины и полагание на ложь».
Причины прелести.
Возникает она, как говорит старец, от того, что христианин, от успехов первых этапов, начинает восхвалять себя, в душе своей, как делателя, превозносить свой труд, усилия, способности, таланты, а не Божью благодать во всем этом.
Отсюда происходят коварства врага.
Как же подлавливается подвижник?
В его созерцание, которое он считает чистым и истинным, вмешиваются ложные образы и эмоции. Они уводят его от истины, рисуют в его воображении ложные картины реальности.
Замечено, говорит старец, что это примешивание идет не на пустом месте.
У человека в душе осталась какая-то неисцеленная страсть, тонкая и неприметная. Он ее не замечает, но потакает ей. А прелесть усиливает эту страсть, начинает усиливать образы, привлекательные ей.
Если это блуд – рисует соблазнительные образы и дает подсказки: пойди туда, тобой увлечен такой-то человек, он ждет тебя и т.д..
Если это любоначалие, то усиливает малейшие знаки подчеркивания власти, придает им большую эмоциональную окраску, чем есть на самом деле. Примешивает нотки гордости и тщеславия
И так далее. То есть усиливает образы, эмоциональную окраску, дает побуждение к действию, который человек может принять ошибочно за полезную инициативу.
(Прим. автора. В науке этот феномен мыслительного процесса называют "эмоциональные компоненты в мышлении". Эти компоненты идут от желаний и установок человека и искажают объективную реальность, (желаемое и мечтаемое принимается за реальное) являются фактором принятия ложных решений, оценок и выборов).
Как противодействовать прелести?
Старец Иосиф говорит, что если на этом этапе подвижник христианин не поддастся на это, а исповедует духовнику происходящее с ним, то образы, эмоции исчезнут.
Если же поддастся на них, то попадет в ловушку и может совсем сбиться с истины. Все больше и больше будет примешиваться ложных образов и чувств. Вместо правильного и полезного созерцания умом будет иметь ложное его направление. А за ложным умом следует и ложное поведение, поступки.
Напротив, если начнет исповедовать, учиться смирению, то есть упованию на Бога, а не на себя, вниманию истины, то обретет дар рассуждения от Бога, то есть ум, видящий и внимающий истине. Это дар позволяет подняться на более высокую ступень духовного совершенства и правильно, свободно, истинно и спокойно заниматься созерцанием.
(По материалам преп. Иосиф Исихаст «О концентрации величайшего лукавства и злобы»).
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.