Найти тему

ВТОРАЯ ПО МОЩНОСТИ ГЭС РОССИИ Часть IV УНИКАЛЬНЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК – ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ


Сегодня наш рассказ будет посвящен еще одному уникальному элементу конструкции Красноярской ГЭС — ее судоподъемнику.

Красноярский судоподъемник
Красноярский судоподъемник

Судоподъемник Красноярской ГЭС не имеет аналогов в России. Значительная высота плотины (124 м) не позволяла разместить традиционные шлюзы, и задача по перемещению речных судов была решена путем создания такого необычного сооружения. Разработчиком судоподъемника стал Ленгидропроект, а изготовителем — Ленгидросталь. Строили его больше десяти лет и официально запустили в эксплуатацию в 1982 году.

Строительство судоподъемника
Строительство судоподъемника

Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу – специальную судовозную камеру (своего рода «ванну»), перемещающуюся по рельсовому пути на расстояние более километра с шириной колеи 9 м и имеющую зубчатое зацепление. Движение осуществляется посредством электротяги. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.

Судовозная камера
Судовозная камера

Судоподъёмник на схеме Красноярского гидроузла: 1 - правобережная земляная плотина; 2 - водосливная плотина; 3 - левобережная глухая плотина; 4 - гидроэлектростанция; 5 - судоподъемник
Судоподъёмник на схеме Красноярского гидроузла: 1 - правобережная земляная плотина; 2 - водосливная плотина; 3 - левобережная глухая плотина; 4 - гидроэлектростанция; 5 - судоподъемник

Схема Красноярского судоподъемника: 1 – пути верхнего бьефа; 2 – ремонтно-монтажная площадка; 3 – пути нижнего бьефа; 4 – поворотное устройство; 5 – судовозная камера; 6 – судно
Схема Красноярского судоподъемника: 1 – пути верхнего бьефа; 2 – ремонтно-монтажная площадка; 3 – пути нижнего бьефа; 4 – поворотное устройство; 5 – судовозная камера; 6 – судно

Для погрузки судна водоизмещением до 1500 тонн в подъёмник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву».

Нижний подходной канал
Нижний подходной канал

Судовозная камера выезжает из нижнего подходного канала
Судовозная камера выезжает из нижнего подходного канала

Судовозная камера
Судовозная камера

В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Поворотный круг с судовозной камерой
Поворотный круг с судовозной камерой

Движение судовозной камеры происходит за счет 78 двухколесных опорно-ходовых тележек — 39 по каждой стороне. Суммарная мощность энергетических установок оценивается в 17 тыс. кВт.

Опорно-ходовые тележки
Опорно-ходовые тележки

Вдоль путей установлены опоры контактной сети. Интересной особенностью электросхем судовозной камеры является то, что при движении вниз вырабатывается электроэнергия, которая выдается в энергосистему.

Опоры контактной сети
Опоры контактной сети

К основным техническим параметрам судоподъемника можно отнести следующие:

  • полезные габариты судовозной камеры: длина — 90 м, ширина — 18 м, глубина — 2,2 м;
  • общие габариты судовозной камеры: длина — 113 м, ширина — 26 м, максимальная высота — 20 м;
  • масса камеры: без воды — 4 530 т, с водой и судном — 8 100 т;
  • перепад уровней между нижним и верхним бьефом — 104 м;
  • протяженность путей по уклонам — 1747 м;
  • полная эксплуатационная длина с подводными участками — 1510 м;
  • скорость передвижения по наклонным судовозных путям — до 20 м/мин;
  • предельные размеры транспортируемого судна — длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м;
  • диаметр поворотного устройства — 106 м, угол поворота — 140 градусов.
Башня - административное здание, с которого осуществляется управление судоподъемником
Башня - административное здание, с которого осуществляется управление судоподъемником

Какова стоимость прохода через такой судоподъемник? В сентябре, по распоряжению правительства, судоподъемник перевозит суда бесплатно. В другое время (то есть все лето) «проезд» в одну сторону стоит около 170 тыс. рублей (по данным на 2021 год— 172 108 рублей)— от массы судна цена не зависит.

Суда в судовозной камере
Суда в судовозной камере

В 2011 году в рамках второго этапа восстановления Саяно-Шушенской ГЭС «РусГидро» с помощью Красноярского судоподъёмника доставило в Сибирь из Санкт-Петербурга партию тяжеловесных крупногабаритных узлов. На сегодняшний день судоподъемником регулярно пользуются Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров для переброски их на Красноярское море.

Судоподъемник
Судоподъемник

Видео о том, как работает Красноярский судоподъемник, можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=pjUPL2_Jzjg

Продолжение следует…
#Красноярский_судоподъемник #Красноярская_ГЭС #Енисей #Дивногорск #Красноярский_край

Источники:
Слива И. В. История гидроэнергетики России – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 304 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Судоподъёмник_Красноярской_ГЭС
http://www.lhp.rushydro.ru/company/objectsmap/34892.html
https://www.drive2.ru/b/2938593/?page=0
https://www.sudohodnyj-shlyuz.ru/2021/03/Krasnoyarskiy-sudopodyemnik.html
https://krasnoyarsk.city.online/news/2021-10-27-krasnoyarskij-lift-dlya-korablej-istoriya-edinstvennogo-sudopoduyomnika-v-rossii
https://newslab.ru/article/775599
https://kak-eto-sdelano.ru/kak-rabotaet-krasnoyarskij-sudopodemnik/

Понравилась статья? Ставьте лайки! Подписывайтесь на наш канал! Делитесь статьей в своих соцсетях!